Кто в марте 1965 года на пленуме цк кпсс провозгласил новые ориентиры аграрной политики

24 марта 1965 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были приняты неотложные меры по развитию сельского хозяйства СССР. С докладом по основному вопросу выступил Леонид Брежнев. 24 марта 1965 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были приняты неотложные меры по развитию сельского хозяйства СССР. С докладом по основному вопросу выступил Леонид Брежнев.

Содержание аграрной реформы 1965. Начало экономической реформы

Хозяйственная реформа 1965 г.: цели, сущность, итоги На пленуме ЦК КПСС (март 1965 года) Первый секретарь Центрального Комитета КПСС Л.И. Брежнев выступил с докладом «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства в СССР».
Экономическая реформа 1965 года в промышленности и сельском хозяйстве Аграрная реформа 1965 года и ее результаты. В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими.
Политика руководства ссср проводившаяся в 1964 1982. Ссср в «годы застоя» (1964—1985) В 1965 году состоялись два пленума ЦК КПСС, которые и дали старт экономической реформе в стране. В марте прошел пленум, посвященный проблемам сельского хозяйства.
Период стагнации в советском сельском хозяйстве (1965 - 1985 гг.): историко-правовой обзор В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС он призвал в максимально сжатые сроки устранить негативные последствия ошибок прежних лет.

§ 42. СССР: от реформ — к застою

В 1965 г. на новый порядок работы в качестве эксперимента были переведены 43 предприятия лёгкой и пищевой промышленности. Внедрение хозрасчёта и самоокупаемости в промышленности продолжилось в последующие годы. наиболее кризисном участке советской экономики. На мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г. поборником реформ в сельском хозяйстве выступил Л. И. Брежнев. Новый экономический курс был обозначен решениями двух пленумов ЦК КПСС 1965 г. мартовским (по сельскому хозяйству) и сентябрьским (по промышленности). По уровню потребления продовольствия на душу населения в 1969 г. страна откатилась до уровня 1960 г. Но эта информация была убрана из «рабочего» варианта доклада Брежнева на июльском (1970) пленуме ЦК КПСС. Экономическая реформа 1965 года в СССР — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществленная в 1965-1970 годах.

Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 1

Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Допустимые значения - положительное вещественное число. Поиск в интервале Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

Личные стимулы тесно увязались с итогами работы всего предприятия. Согласно принципам экономической реформы, часть прибыли предприятий должна была оставаться в полном распоряжении самих производителей. Реформа 1965г.

По традиции, сложившейся при подведении итогов восьмой пятилетки 1966-1970 , преобладает мнение, что полученные тогда результаты весьма значительны и эффективны. Действительно, вторая половина 60-х гг. Выгодно отличалась от 1961-1965гг. Произошли заметные изменения и в системе ценообразования: оптовые цены стали более объективно отражать реальные производные затраты и предприятия уже могли получать прибыль от реализации своей продукции. В ходе хозяйственной реформы были пересмотрены явно устаревшие оптовые цены 1955 года в сторону их повышения. В результате этого в 1968 году почти все отрасли промышленности стали рентабельными. Из этой прибыли предприятия должны были вносить в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные рентные платежи, а также могли образовывать свои поощрительные фонды.

Экономическая история России. Это означало, что цены на продукцию всех предприятий должны быть достаточно высоки, чтобы обеспечить образование трех поощрительных фондов по утвержденным сверху нормативам, внесение в бюджет платы за основные фонды и оборотные средства, финансирование капитальных вложений на предприятии в соответствии с централизованным планом. Последнее означало, что если Госплан наметил на год 10 млн. Идея самофинансирования провозглашалась уже тогда, но только это было не самофинансирование, а финансирование за счет средств потребителя, приобретающего продукцию по завышенным ценам в условиях дефицита и диктата поставщика монополизма производителя. КЛарионова, Н. С тех пор ценообразование прочно встало на путь подгонки цен под распределение денежных средств между сферами народного хозяйства, его отраслями, предприятиями и даже внутри предприятия на три поощрительных фонда. И все же, несмотря на недостатки, реформа 1965-1967 гг.

Пожалуй, ее можно советская экономика со времен нэпа. Причин того, что реформа не была доведена дорассматривать как крупнейшую, целостную реформу, которую не знала конца было несколько. Прежде всего, даже небольшое расширение самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, выбирать для себя более легкие варианты решений. В итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда. Кроме того, реформам противостояли реальные силы: старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление. Попытка изменить принудительную мотивацию труда на материальную недвусмысленно показала, что это ведет к немедленному разрушению всей плановой системы, и от этой идеи отказались. Реформа была обречена и по другой причине.

Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах. Многочисленные противоречия реформы можно было устранять, постепенно продвигаясь к рынку. Однако это было невозможно по политико-идеологическим причинам. Даже «прогрессист», «технократ» Косыгин был противником рынка и выступал лишь за отдельные элементы отношений, за усиление роли экономических регуляторов в социалистической,т. Косыгину противостоял Брежнев, который вообще не был сторонником сколько-нибудь серьезных реформ. К тому же советскую элиту напугала эскалация американской интервенции во Вьетнаме, а также «пражская весна» 1968 г. Попытки чехословацкой компартии придать социализму «второе дыхание», в том числе с помощью рыночных механизмов, привели в конечном счете к советскому вторжению в ЧССР.

В итоге экономическая реформа в СССР стала свертываться, начался возврат к детальному планированию и оперативному управлению предприятиями со стороны министерств и ведомств. В 1965 г. Закупочные цены на сельскохозяиственную продукцию оставались ниже стоимости. После их повышения в 50-х гг. Продавая продукцию государству, хозяйства терпели убытки. К тому же передовые хозяйства обычно получали дополнительные задания - они должны были сдавать продукцию и за отстающих, за тех, кто не мог выполнить план по сдаче продукции государству. Поэтому увеличение производства было невыгодно - соответственно увеличивались убытки.

Поэтому в 1965 г. Было решено изменить порядок государственных закупок. Закупочные цены были снова повышены с таким расчетом, чтобы довести их до уровня стоимости, чтобы колхозы не терпели убытков при продаже продукции государству. Розничные цены при. Объем обязательных закупок был уменьшен и было объявлено, что он останется неизменным до 1970 г. Предполагалось, что хозяйствам будет выгодно сдавать государству продукцию сверх плана. Второй отмеченной тогда причиной отставания сельского хозяйства был его низкий технический уровень.

Были полностью механизированы вспашка, сев, уборка и молотьба зерновых, но почти все работы по производству технических культур, картофеля, овощей, почти все работы в животноводстве остались ручными. Особенно отставали те направления технического прогресса, которые обеспечивали интенсификацию: производство удобрений, мелиорация, селекция. Ведь механизация не повышает урожайность, она лишь сокращает затраты труда. В годы семилетки земля получала в 1 О раз меньше удобрений, чем положено по агротехническим нормам. Было решено резко увеличить государственные ассигнования на повышение технического уровня сельского хозяиства, на производство сельскохозяйственных машин и минершzьных удобрений. Тогда же была поставлена задача комплексной механизации, Т. Третьим отмеченным тогда недостатком была слабая специализация сельского хозяиства.

Когда натуральные, Т. Эта многоотраслевая структура не соответствовала принципу крупного товарного производства, но она была закреплена системой государственных закупок: колхоз должен был сдать государству определенный набор продуктов - зерно, овощи, мясо, молоко и т. Более того - этот набор был почти одинаковым для колхозов разных природных З9Н. Доходило до того, что колхоз покупал некоторые продукты на рынке, чтобы сдать государству, потому что сам он этих продуктов не производил. И было принято решение снова усилить специализацию сельского хозяйства. Все эти решения были правильными, научно обоснованными, но представляли собой паллиатив: они не могли быть полностью реализованы без ликвидации колхозно-совхозной системы.

В итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда. Кроме того, реформам противостояли реальные силы: старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление. Попытка изменить принудительную мотивацию труда на материальную недвусмысленно показала, что это ведет к немедленному разрушению всей плановой системы, и от этой идеи отказались. Реформа была обречена и по другой причине.

Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах. Многочисленные противоречия реформы можно было устранять, постепенно продвигаясь к рынку. Однако это было невозможно по политико-идеологическим причинам. Даже «прогрессист», «технократ» Косыгин был противником рынка и выступал лишь за отдельные элементы отношений, за усиление роли экономических регуляторов в социалистической,т. Косыгину противостоял Брежнев, который вообще не был сторонником сколько-нибудь серьезных реформ. К тому же советскую элиту напугала эскалация американской интервенции во Вьетнаме, а также «пражская весна» 1968 г. Попытки чехословацкой компартии придать социализму «второе дыхание», в том числе с помощью рыночных механизмов, привели в конечном счете к советскому вторжению в ЧССР. В итоге экономическая реформа в СССР стала свертываться, начался возврат к детальному планированию и оперативному управлению предприятиями со стороны министерств и ведомств. В 1965 г. Закупочные цены на сельскохозяиственную продукцию оставались ниже стоимости.

После их повышения в 50-х гг. Продавая продукцию государству, хозяйства терпели убытки. К тому же передовые хозяйства обычно получали дополнительные задания - они должны были сдавать продукцию и за отстающих, за тех, кто не мог выполнить план по сдаче продукции государству. Поэтому увеличение производства было невыгодно - соответственно увеличивались убытки. Поэтому в 1965 г. Было решено изменить порядок государственных закупок. Закупочные цены были снова повышены с таким расчетом, чтобы довести их до уровня стоимости, чтобы колхозы не терпели убытков при продаже продукции государству. Розничные цены при. Объем обязательных закупок был уменьшен и было объявлено, что он останется неизменным до 1970 г. Предполагалось, что хозяйствам будет выгодно сдавать государству продукцию сверх плана.

Второй отмеченной тогда причиной отставания сельского хозяйства был его низкий технический уровень. Были полностью механизированы вспашка, сев, уборка и молотьба зерновых, но почти все работы по производству технических культур, картофеля, овощей, почти все работы в животноводстве остались ручными. Особенно отставали те направления технического прогресса, которые обеспечивали интенсификацию: производство удобрений, мелиорация, селекция. Ведь механизация не повышает урожайность, она лишь сокращает затраты труда. В годы семилетки земля получала в 1 О раз меньше удобрений, чем положено по агротехническим нормам. Было решено резко увеличить государственные ассигнования на повышение технического уровня сельского хозяиства, на производство сельскохозяйственных машин и минершzьных удобрений. Тогда же была поставлена задача комплексной механизации, Т. Третьим отмеченным тогда недостатком была слабая специализация сельского хозяиства. Когда натуральные, Т. Эта многоотраслевая структура не соответствовала принципу крупного товарного производства, но она была закреплена системой государственных закупок: колхоз должен был сдать государству определенный набор продуктов - зерно, овощи, мясо, молоко и т.

Более того - этот набор был почти одинаковым для колхозов разных природных З9Н. Доходило до того, что колхоз покупал некоторые продукты на рынке, чтобы сдать государству, потому что сам он этих продуктов не производил. И было принято решение снова усилить специализацию сельского хозяйства. Все эти решения были правильными, научно обоснованными, но представляли собой паллиатив: они не могли быть полностью реализованы без ликвидации колхозно-совхозной системы. Сельское хозяйство подверглось реформированию согласно решениям мартовского и сентябрьского 1965 пленумов ЦК. Была предпринята попытка изменить механизм управления отраслью на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления материальной заинтересованности колхозников и рабочих совхозов в росте производства. План обязательных закупок зерна был снижен и объявлен неизменным на 10 лет, а сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Были сняты некоторые ограничения с личных подсобных хозяйств. Однако акцент был сделан на увеличении капиталовложений и повышении роли министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве отраслью. Таким образом, преобразования в сельском хозяйстве, в отличие от промышленности, отчасти напоминали соответствующие меры 1953-1954 гг.

Поначалу принятые решения дали заметный эффект. Однако эффект оказался непродолжительным. Несмотря на огромные инвестиции, колоссальные масштабы мелиорации и поставок техники и удобрений, в 70-х - начале 80-х годов среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства быстро снижались. Если в 1966-1970 гг. Производство зерна за весь потребностей народного хозяйства, требовало от государства все новых и новых дотаций, превращаясь в «черную дыру» советской экономики. Именно на селе наиболее ярко проявилась несостоятельность «социалистических методов хозяйствования». Экономическая реформа даже в своем компромиссном и неполном виде все же способствовала улучшению положения в промышленности. Промышленное производство в 1966-1970 гг. Затем темпы начали снижаться. Почему не получилось переключения на факторы интенсификации?

Основа интенсификации - технический прогресс. Решающее направление технического прогресса второй половины ХХ в - научно-техническая революция.

Не случайно ведь и реформы Хрущева и реформы Брежнева во главу угла ставили то, что долги с колхозов должны списываться. Откуда взялись эти долги? Главная причина в том, что долгие годы государство фактически обворовывало крестьян, выкупая их продукцию за бесценок. Начиная с 1965 года эта тенденция ломалась. Отрицательные моменты аграрной реформы Но было в аграрной реформе и то, что привело к «застою» - фиксированная оплата труда колхозникам. Раньше колхозник получал деньги за трудодни, а также имел доплаты за выполнение плана производства выращивания. Например, человеку было нужно отработать 20 дней, собрать 250 килограмм картошки, а государство за это ему платило 50 рублей цифры приведены только для примера.

Теперь же картина менялась. Человек получал свои 50 рублей вне зависимости от того сколько он соберет картошки за 20 дней работы. Даже если он соберет не 250 килограмм, а 10 — он в любом случае получит свои 50 рублей. С одной стороны это давало гарантии и социальную обеспеченность колхозникам, но с другой стороны это напрочь убивало мотивацию работать и добиваться результатов. Результаты экономической реформы в аграрном секторе Главная ставка в экономическом развитии сельского хозяйства руководство страны сделало на полное обеспечение своей страны зерном и продуктами питания. Но сделать этого не удалось, более того остальные показатели были не менее «впечатлительными»: Удалось повисеть рентабельность аграрного сектора. Сокращение пахотных земель. Начиная с 1965 и о момента развала СССР пахотные земли сократились на 22 млн гектар. Хозяйство велось крайне неэффективно.

Ошибки в руководстве привели к обострению экологических проблем внутри страны. В итоге СССР, у которого было больше всех черноземных земель для пашни среди всех стран мира стал закупать зерно и продукцию питания за границей! Эти элементы начались при Хрущеве, а при Брежневе негативную тенденцию переломить не смогли. Реформы в промышленности: замыслы и результаты Предыдущие поколения коммунистов всегда выбирали для реформирования одно из дух направлений: Совершенствование производства. Стимулирование работников. Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства. Ключевые аспекты реформы: Поощрение предприятий.

Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование выплата премий , социально-культурное развитие путевки рабочим, билеты и так далее и бытовое развитие строительство жилья, объектов досуга.

Период стагнации в советском сельском хозяйстве (1965 - 1985 гг.): историко-правовой обзор

Экономические политика «зрелого социализма»: замыслы и итоги. 9. Что из перечисленного характеризует новые ориентиры аграрной политики, провозглашенной на мартовском 1965 г. Пленуме ЦК КПСС.
Хрущёвские сверхпрограммы (Равиль Байбурин) / Проза.ру По уровню потребления продовольствия на душу населения в 1969 г. страна откатилась до уровня 1960 г. Но эта информация была убрана из «рабочего» варианта доклада Брежнева на июльском (1970) пленуме ЦК КПСС.
Экономическая реформа 1965 г кратко. 'Косыгинская реформа' - историческая справка Хрущев в течение 11 лет был первым секретарем ЦК КПСС и в течение 6 лет — председателем Совета министров: то есть совмещал два важнейших поста в советской иерархии. В глазах всего мира СССР воспринимался прежде всего как Хрущев.

Экономическая реформа 1965 года

В сентябре 1965 года решено было вернуться к старому. В 1965 году состоялись два пленума ЦК КПСС, которые и дали старт экономической реформе в стране. В марте прошел пленум, посвященный проблемам сельского хозяйства. Осн. цели и направления реформы были сформулированы в решениях Пленума ЦК КПСС (сент. 1965), постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» от 4.10.1965 и в утверждённом. Как заявлял Хрущев в докладе «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953 г., «особое значение приобретает задача улучшения питания населения. В марте 1919 провозгласил Венгерскую советскую республику, просуществовавшую в итоге 133 дня. (фамилия) 3 буквы. Советский, грузинский и российский театральный режиссёр. Народный артист СССР. Экономическая реформа 1965 года в СССР — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществленная в 1965-1970 годах.

Реформы в аграрном секторе казахстана во второй половине 1960-х годов

В течение нескольких дней – с 24 марта по 26 марта 1965 года – делегаты пленума искали пути решения накопившихся проблем в аграрном секторе Советского Союза. Управление народным хозяйством (2122) Экономика -- Экономическая история СССР -- Советская экономика в период оттепели (232). 24 марта 1965 года в Кремле открылся Пленум Центрального Комитета КПСС. В повестке дня Пленума: 1. О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР (докладчик тов. Л. И. Брежнев). 27 – 29 сентября 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял решение о проведении реформы в промышленности в соответствии с основными идеями Е. Либермана. ЛИБЕРМАН Евсей Григорьевич (1897-1981), российский экономист. В декабре 1959 года на Пленуме ЦК КПСС Никита Сергеевич сообщил, что Рязанская область только за один год, который завершался, увеличила производство мяса в 3,8 раза!

§ 42. СССР: от реформ — к застою

В сентябре 1965 года решено было вернуться к старому. В декабре 1959 года на Пленуме ЦК КПСС Никита Сергеевич сообщил, что Рязанская область только за один год, который завершался, увеличила производство мяса в 3,8 раза! Хрущев в течение 11 лет был первым секретарем ЦК КПСС и в течение 6 лет — председателем Совета министров: то есть совмещал два важнейших поста в советской иерархии. В глазах всего мира СССР воспринимался прежде всего как Хрущев. Постановление Пленума ЦК КПСС, принятое 26 марта 1965 года», Москва, Издательство политической литературы, 1965 год, с экслибрисом и подписью Ю.М. Бодяева.

Экономическая реформа 1965 г кратко. 'Косыгинская реформа' - историческая справка

Он был в той группе молодых людей, которую Сталин готовил, чтобы они заменили таких людей как Молотов, Каганович и т. После смерти Сталина всю эту команду задвинули, в том числе и Брежнева. Брежнев становится заместитель начальника Главного политического управления Советской армии и Военно-морского флота. Он всё время идёт даже в армии по партийной линии.

В 1955 г. В 1960 г. В 1963 г.

В 1964 г. Что ещё характерно для этого периода. Каким термином на партийном сленге называется брежневское правление?

Например, правление Сталина - культ личности, Хрущёв - волюнтаризм. Брежнев - застой. Некоторые думают, что застой - это в экономике.

Нет, в экономике никакого застоя не было. Даже при проблемах и к концу брежневского правления, системных проблем в экономике не было. Они возникли в результате горбачёвских так называемых реформ.

Под застоем имеется ввиду другое. Дело в том, что это тот термин, которым обозначается господство горизонтальной мобильности над вертикальной. Человек условно говоря, не справился с химической промышленностью в качестве заместителя министра и его передвигают в кинематограф.

Даже был такой номенклатурный термин «бросить на ». Поработает там какое-то время человек, потом его ещё передвинут. И так они двигались по горизонтали.

За исключением если они не совершали политических ошибок или там совсем кошмарная аморалка с купанием любовницы в шампанском и т. Вот это уже был перебор и тогда выкидывали или теснейшая связь с теневой экономикой. Но это всё были эксцессы, а в принципе, всё было очень спокойно.

Брежнев не был сторонником резких движений, наказаний. Но он был жёстким человеком, когда дело касалось принципиальных для него вещей. Именно при Брежневе советская номенклатура превращается в замкнутую группу.

Советская номенклатура была странной господствующей группой: у неё не было гарантии физического существования при Сталине любом номенклатурщике могли поставить к стенке , у них не было гарантий экономического существования они, теряя должность, теряли всё, они не могли передать свои привилегии детям, то есть социальные гарантии. История номенклатуры - это борьба за то чтобы получить полный комплекс гарантий: физических, чтобы не ставили к стенке, экономических, социальных. С Хрущёвым номенклатура добилась гарантий своего физического существования.

Если при Сталине тип наказания был такой, например, условно, есть некое ведомство, оно не справилось с заданием. Наркома — к стенке или на 10 лет, а дальше - всё меньше наказания. При Хрущёве ситуация изменилась.

Проштрафилось министерство. Министру - ничего. Заместителю министра — выговор с занесением в личное дело.

А инженер какого-нибудь завода, как допустивший оплошность садится в тюрьму на 10 лет. Пирамида перевернулась. Расстрельный эгалитаризм франц.

Но Хрущёв был категорическим противником того, что называется социальными и экономическими гарантиями. Он считал, что должен быть партмаксимум, то есть партийный работник не должен зарабатывать больше определённого уровня. Иными словами, обеспечив физические гарантии существования номенклатуре Хрущёв встал на пути реализации экономических и социальных гарантий.

И в конечном счёте это была одна из причин почему он вылетел из своего кресла. А вот при Брежневе номенклатура реализовала экономические и социальные гарантии. Не полностью конечно, но тем не менее застой, то есть горизонтальная мобильность, это и есть некая экономическая и социальная гарантия.

Не было только одного: как транслировать свои привилегии детям. Для этого нужно было превращаться в собственников, что и произошло после 1991 года. Именно в брежневское время номенклатура стала серьёзно относиться к тому, что пишут о ней на Западе.

Хрущёву было «фиолетово» что о нём пишут, то есть ему было интересно, но это не затрагивало его. При Сталине ситуация была другая. Например, когда Молотова похвалили в одной из английских газет и Молотов сказал на каком-то заседании, что вот, мол, меня английская газета похвалила… Сталин очень раздражился и сказал, что ну да, когда нас враг хвалит мы должны радоваться.

Брежнев был первым советским лидером, который очень внимательно относился к тому, что пишут на Западе. Естественно, он никаких языков иностранных не знал, но ему переводили и ему был важен его образ, или, как сейчас говорят, «имидж» на Западе. Это говорит о некоторой психологической зависимости.

Разумеется, она не была такой, как у Горбачёва. Нужно помнить, что Брежнев был человек, который прошёл войну и он ощущал себя представителем народа победителя. В этом отношение разница между брежневским поколением и горбачёвским заключается в том, что горбачёвцы - это люди, которые войну сами не прошли.

Брежнев прошёл войну. Окончил её генералом. И это играет очень и очень большую роль.

К концу брежневского правления начался тот процесс, который обычно называют моральным разложением. Антисоветские, антикоммунистические идеи стали проникать в саму номенклатуру. А внизу распространялось то, что называется «пофигизмом», трофейными настроениями.

Люди старались тащить чего-то с работы проявляя при этом фантастическую смекалку и очень равнодушно относились к тому, что происходит. Очень рекомендую с точки зрения социологической посмотреть старый фильм 70-х годов «Афоня». Этот фильм хорошо показывает, что происходило с общественной моралью.

Там главную роль играет актёр Куравлёв. Расклад сил в советском руководстве. Когда Хрущёва отстранили от власти большинство полагало, что Брежнев - это человек на год, на два.

Он серый, «тёмная лошадка» и он временный. Предполагалось, что будет более сильный лидер. Это лишний раз говорит о том, что в советском руководстве плохо знали историю, потому, что в советском руководстве все три первых генсека Ленин не был генсеком, занимал должность главы Совета Народных Комиссаров, по-новому, председатель Совета Министров Сталин был тёмной лошадкой, никто не ожидал, что он переиграет грандов.

Затем Хрущёв, от которого никто не ожидал прыти, и наконец, Брежнев. Противостояние сил в советском руководстве : это были два разных подхода или два разных поколения? Это было и то и другое, но самое главное - это была разница поколений.

Дело в том, что советском руководстве была группа относительно молодых мужиков, которые прошли войну, но они успели получить образование. Их называли «комсомольцами». Их лидером был Алексанр Николаевич Шелепин.

И это было его ближайшее окружение, например, Семичастный Владимир Ефимович - председатель КГБ, тоже человек с комсомольским прошлым. Без «комсомольцев» команда Брежнева-Суслова никогда не смогла бы организовать заговор против Хрущёва. Правда и «комсомольцы» без них не смогли бы организовать заговор потому, что «комсомольцы» контролировали армию и госбезопасность, но они не были членами Политбюро и поэтому они не могли организовывать дела на высшем уровне.

Но предполагалось, что именно они и будут лидерами и они в это сами, к сожалению, поверили. Как потом выяснилось, Хрущёв собирался уходить примерно через два года после того, как его сняли. Он собирался сам уходить.

И он собирался выдвинуть как раз вместо брежневых, подгорных, косыгиных вот тех, кого называют «комсомольцами». Они этого либо не знали, но скорее всего знали это, но у них было нетерпение, они хотели власти. И они полагали, что свергнуть Хрущёва с помощью Брежнего, Косыгина и Ко, а потом уберут этих.

Эти, Брежнев, Суслов и Ко, были опытными игроками и «комсомольцев» переиграли. И история страны пошла бы совершенно по-другому. Но нетерпение этих людей сыграло злую шутку с ними и со страной.

С 1967 года команда Брежнева начинает зачищать «комсомольцев». К 1970-му году практически все «комсомольцы» были зачищены. Обратите внимание на то, что в 1965-1970 годах Советский Союз упустил важный шанс прорваться в будущее.

Так, Беларуси в 1965 году план ежегодных закупок зерна доведен в 250 тысяч тонн. На 77 тысяч тонн меньше, чем было продано в 1964-м. У нас ставку делали на животноводство, картофель, лен.

В республике во второй половине 1960-х годов развернулось массовое строительство крупных механизированных ферм, комплексов по откорму крупного рогатого скота и птицефабрик. Продолжалась мелиорация. Было осушено около миллиона гектаров переувлажненных земель.

Началась химизация сельского хозяйства — внесение в почву искусственных удобрений. Их количество с 1965-го по 1985 год возросло почти в 20 раз. Колхозы окрепли и все уверенней держались на ногах.

Продукция отечественного аграрного сектора шла во все уголки тогда необъятной страны. В райцентрах и городах на прилавках магазинов — набор продуктов, которому завидовали во всех республиках. Сельские жители в основном обеспечивали себя сами.

Утраченные иллюзии Да, поначалу принятые Пленумом решения дали заметный эффект. Сельское хозяйство впервые заняло почетное место в ряду приоритетных отраслей народного хозяйства. Стоимость продукции за восьмую пятилетку 1966—1970 годы выросла почти на четверть.

Рентабельность колхозного производства составила 34 процента. Совхозного — немного меньше. Однако затем иллюзии развеялись.

Новые идеи не вписывались в старую систему. Огромные брежневские финансовые инъекции в сельское хозяйство не смогли решить его глубинных проблем, а лишь усугубили. Большинство дотаций были безадресны и часто доставались по протекции.

Так, в Свердловскую область благодаря первому секретарю обкома Борису Ельцину попали средства, предназначенные для Нечерноземья. Как на дрожжах рос управленческий аппарат. Жесткий бюрократический контроль гасил самостоятельность и инициативу предприятий и отдельных руководителей.

Развитие межхозяйственной кооперации и специализации, химизация и мелиорация земель не принесли ожидаемых быстрых результатов. А удорожания техники и услуг привело к тому, что многие хозяйства к началу 80-х годов вновь оказались убыточными. Именно на селе наиболее ярко проявилась несостоятельность «социалистических методов хозяйствования».

Несмотря на колоссальные инвестиции, среднегодовые темпы роста сельхозпроизводства быстро снижались. Если в 1966—1970 годах оно выросло на 21 процент, то в каждые последующие пятилетки начало стремительно падать. Ликвидация «неперспективных деревень» повлекла за собой большой отток сельских жителей в город.

Уходила в основном молодежь.

Совершенствовалась система оплаты труда, вводилось материальное стимулирование, увязанное с общими итогами работы предприятий. Создавались на предприятиях фонды экономического стимулирования, социально-культурных мероприятий, а также фонды развития производства. Вся это система мер была направлена на создание хозрасчёта в экономике. Предприятия в новых условиях должны были работать на принципах самоокупаемости, рентабельности и материальной ответственности. Создавалась определённая хозяйственная самостоятельность при денежном контроле государства за использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Считалось, что новые подходы к планированию и взаимоотношениям предприятий и государства, будут стимулировать хозяйствующих субъектов на принятие более высоких плановых показателей и поощрять внедрение достижений научно-технического прогресса, поднятие качества выпускаемой продукции. Конкретные меры предпринимались и в сельском хозяйстве. Важным импульсом к развитию сельскохозяйственного производства было резкое увеличение финансирование аграрного сектора советской экономики.

Менялись подходы к непосредственной организации производства на сельскохозяйственных предприятиях. Возродилась идея системы сельскохозяйственных звеньев. К звеньевой организации планировалось переходить от крупных бригад. Звено должно было отвечать за весь технологический цикл, а оплата производилась в зависимости от количества и качества производимой продукции. Применение такого подхода давало большую практическую отдачу, причем в достаточно короткий срок. Так в Краснодарском крае звено В. Первицкого получало урожай зерновых с 1 гектара в 2-3 раза выше, чем большие бригады. В Казахстане Иван Худенко развернул работу звеньевой системы в одном из целинных районов, производивших продовольственное зерно. Звенья должны были производить определённый объём товарного зерна к определённому сроку.

По конечному результату, без ограничений выплачивались и заработная плата. В течение нескольких лет применения этой системы работы, производительность труда превысила среднюю в 20 раз! При этом затраты на производство зерна сократилось в 4 раза, вчетверо выросла заработная плата, а прибыль на одного работника выросла в 7 раз! Худенко сделал расчёты, по которым введение этой системы по всей стране позволяло в несколько раз увеличить производство зерна, при этом также в несколько раз сократив число занятых в сельскохозяйственном производстве. В промышленности на восьмую пятилетку 1966-1970 года были заложены очень серьёзные показатели развитием. Осуществить это невозможно было, если не запустить в дело хозяйственную реформу, намеченную сентябрьским 1965 года пленумом ЦК КПСС. Активная реализация реформы началось в 1966 году, хотя в первый год — в качестве эксперимента. В этом году на работу в новых условиях хозяйствования было переведено 43 предприятия 17 отраслей промышленности. К концу пятилетки на новую систему стали переходить предприятия строительства и торговли.

Важное значение для предприятий имело и то, что были пересмотрены в сторону повышение оптовые цены, и в 1968 году почти все отрасли промышленности стали рентабельными. Деятельность предприятий строилась на основе принятого в октябре 1965 года «Положения о социалистическом государственном предприятии», регламентировавшего круг прав и обязанностей хозяйствующего субъекта. Серьёзно изменились отношение между предприятием и государством. Была введена плата за производственные фонды, земельные и водные ресурсы. Излишнее оборудование разрешено было реализовывать другим предприятиям. Таким образом, хозяйствующие субъекты были заинтересованы в повышении фондоотдачи, то есть в более эффективном использовании имеющихся ресурсов. Был установлен государственный Знак качества для важнейшей серийной и массовой промышленной продукции. В 1967 году начался прогремевший на всю страну Щекинский эксперимент. Химическому комбинату в городе Щекино Тульской области был определён стабильный фонд заработной платы на 1967-1970 года.

Вся экономия этого фонда поступила в распоряжение трудового коллектива. Это стимулировало поиск оптимальной организации труда, сокращение излишних штатных единиц. За первые два года работы заметно увеличилось выработка на одного работника, выросла заработная плата, за счет роста производительности труда высвободилось до 870 человек, а в городе активно строились жилые и культурно — бытовые объекты. Результаты и судьба реформ 1965 года. Восьмая пятилетка 1966-1970 года была самой удачной в истории СССР. В строй вступило около двух тысяч новых промышленных предприятий, в том числе и уникальных. Менялись и некоторые важные качественные показатели развития. Изменялись пропорции инвестирования в промышленности. Впервые за послевоенные годы доля производства средств производства группы «А» уменьшилась, а доля производства предметов потребления группа «Б» возрастала.

Конечно, перекос в пропорциях экономического развития сохранялся, однако выпуск товаров народного потребления возрастал.

В 1965 г. Закупочные цены на сельскохозяиственную продукцию оставались ниже стоимости. После их повышения в 50-х гг. Продавая продукцию государству, хозяйства терпели убытки. К тому же передовые хозяйства обычно получали дополнительные задания - они должны были сдавать продукцию и за отстающих, за тех, кто не мог выполнить план по сдаче продукции государству. Поэтому увеличение производства было невыгодно - соответственно увеличивались убытки.

Поэтому в 1965 г. Было решено изменить порядок государственных закупок. Закупочные цены были снова повышены с таким расчетом, чтобы довести их до уровня стоимости, чтобы колхозы не терпели убытков при продаже продукции государству. Розничные цены при. Объем обязательных закупок был уменьшен и было объявлено, что он останется неизменным до 1970 г. Предполагалось, что хозяйствам будет выгодно сдавать государству продукцию сверх плана. Второй отмеченной тогда причиной отставания сельского хозяйства был его низкий технический уровень.

Были полностью механизированы вспашка, сев, уборка и молотьба зерновых, но почти все работы по производству технических культур, картофеля, овощей, почти все работы в животноводстве остались ручными. Особенно отставали те направления технического прогресса, которые обеспечивали интенсификацию: производство удобрений, мелиорация, селекция. Ведь механизация не повышает урожайность, она лишь сокращает затраты труда. В годы семилетки земля получала в 1 О раз меньше удобрений, чем положено по агротехническим нормам. Было решено резко увеличить государственные ассигнования на повышение технического уровня сельского хозяиства, на производство сельскохозяйственных машин и минершzьных удобрений. Тогда же была поставлена задача комплексной механизации, Т. Третьим отмеченным тогда недостатком была слабая специализация сельского хозяиства.

Когда натуральные, Т. Эта многоотраслевая структура не соответствовала принципу крупного товарного производства, но она была закреплена системой государственных закупок: колхоз должен был сдать государству определенный набор продуктов - зерно, овощи, мясо, молоко и т. Более того - этот набор был почти одинаковым для колхозов разных природных З9Н. Доходило до того, что колхоз покупал некоторые продукты на рынке, чтобы сдать государству, потому что сам он этих продуктов не производил. И было принято решение снова усилить специализацию сельского хозяйства. Все эти решения были правильными, научно обоснованными, но представляли собой паллиатив: они не могли быть полностью реализованы без ликвидации колхозно-совхозной системы. Сельское хозяйство подверглось реформированию согласно решениям мартовского и сентябрьского 1965 пленумов ЦК.

Была предпринята попытка изменить механизм управления отраслью на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления материальной заинтересованности колхозников и рабочих совхозов в росте производства. План обязательных закупок зерна был снижен и объявлен неизменным на 10 лет, а сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Были сняты некоторые ограничения с личных подсобных хозяйств. Однако акцент был сделан на увеличении капиталовложений и повышении роли министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве отраслью. Таким образом, преобразования в сельском хозяйстве, в отличие от промышленности, отчасти напоминали соответствующие меры 1953-1954 гг. Поначалу принятые решения дали заметный эффект. Однако эффект оказался непродолжительным.

Несмотря на огромные инвестиции, колоссальные масштабы мелиорации и поставок техники и удобрений, в 70-х - начале 80-х годов среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства быстро снижались. Если в 1966-1970 гг. Производство зерна за весь потребностей народного хозяйства, требовало от государства все новых и новых дотаций, превращаясь в «черную дыру» советской экономики. Именно на селе наиболее ярко проявилась несостоятельность «социалистических методов хозяйствования». Экономическая реформа даже в своем компромиссном и неполном виде все же способствовала улучшению положения в промышленности. Промышленное производство в 1966-1970 гг. Затем темпы начали снижаться.

Почему не получилось переключения на факторы интенсификации? Основа интенсификации - технический прогресс. Решающее направление технического прогресса второй половины ХХ в - научно-техническая революция. Научно-техническая революция - это переход к полностью автоматизированному производству и новым технологиям - плазменной, лазерной и т. Однако в техническом прогрессе нашей промышленности преобладали направления, которые не имели отношения к научно-технической революции: так называемая комплексная механизация и совершенствование традиционной техники. Конотопов, с. Ведь промышленный переворот - это именно механизация, переход от ручного труда к машинам.

Остались те работы, механизация которых удорожает производство. Например, в лесной промышленности механизация обрубки сучьев на лесосеках, последней ручной операции на заготовке леса, намного удорожает это производство. Экономически неэффективно и другое преобладающее направление совершенствования традиционной техники без принципиальных изменений технологии, т. Дело в том, что возможности традиционной техники, техники преимущественно механической обработки материалов уже исчерпаны. Скорости металлорежущих, ткацких и других станков достигли потолка в 60-х гг. НТР действительно повышает производительность труда в десятки и сотни раз и поэтому намного повышает экономическую эффективность производства. Но это направление не стало преобладающим: много ли у нас полностью автоматизированных предприятий?

Переход на рельсы научно-технической революции тормозит все та же административная система. Если завод выпускает металлорежущие станки, он может их совершенствовать, но не может перейти на выпуск принципиально новой техники, не соответствующей его специализации. В условиях рыночной экономики такой завод, вероятнее всего, прекратит существование, потому что его продукция в условиях НТР не найдет сбыта.

Экономические политика «зрелого социализма»: замыслы и итоги.

9. Что из перечисленного характеризует новые ориентиры аграрной политики, провозглашенной на мартовском 1965 г. Пленуме ЦК КПСС. Тревожным симптомом было и то, что по темпам внедрения новых передовых технологий Советский Союз начал отставать от стран Запада. В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Л.И. Брежнев провозгласил новые ориентиры аграрной политики. В 1965 г. на новый порядок работы в качестве эксперимента были переведены 43 предприятия лёгкой и пищевой промышленности. Внедрение хозрасчёта и самоокупаемости в промышленности продолжилось в последующие годы. Март 1965 г. Новую попытку изменить ситуацию в сельском хозяйстве на лучше было предпринято в марте 1965 г. В советской историографии неоднократно подчеркивали радикальность и историческое значение решений, принятых на мартовском Пленуме ЦК КПСС.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий