Какие требования 9 января 1905 года выдвигали рабочие содержащиеся в петиции

На этом уроке вы сможете изучить тему «Первая российская революция 1905–1907 гг. Ч. 1». Вы узнаете о причинах и последствиях первой русской революции, о Кровавом воскресенье, которое стало катализатором первого революционного выступления в нашей стране/. В начале января 1905 года рабочие и жители Петербурга написали петицию на имя императора Николая II. Документ содержал целый список требований: например, составители призывали ограничить произвол чиновников и созвать народное правительство.

В русском жанре — 49

  • 3. Какое значение для дальнейшего развития страны имел Именной Указ Сена­ту от 9 ноября 1906 г.?
  • «Кровавое воскресенье» как событие, послужившее началом первой русской революции
  • «Кровавое воскресенье» — урок. История, 9 класс.
  • Что хотели донести рабочие царю в январе 1905 года

«Кровавое воскресенье»: как раскачивали лодку в 1905 году

Проигранная забастовка была катастрофой для гапоновского «Собрания». Было ясно, что рабочая масса не простит вожакам несбывшихся ожиданий [25] , а правительство закроет «Собрание» и обрушит на его руководство репрессии. По словам фабричного инспектора С. Чижова, Гапон оказался в положении человека, которому некуда отступать [25]. В этой ситуации Гапон и его помощники решились на крайнюю меру — встать на путь политики и обратиться за помощью к самому царю [9]. Значит, рабочие должны обратиться непосредственно к царю и потребовать его ликвидировать чиновничье «средостение» между ним и его народом. Было ясно, что сторонники петиции одержали верх, и оставалось только подготовить и предъявить её царю. Начиная с 4—5 января Гапон, в прошлом противник немедленной подачи петиции, стал её активным сторонником [13].

В тот же день Гапон взялся за подготовку петиции. По уговору, в основу петиции должна была лечь мартовская «Программа пяти», выражавшая общие требования рабочего класса и давно рассматривавшаяся как тайная программа гапоновского «Собрания» [14]. Однако у программы был существенный недостаток: она содержала только список требований рабочих без каких-либо предисловий и пояснений к ним. Необходимо было дополнить список текстом, содержавшим описание бедственного положения рабочих и мотивов, побудивших их обратиться с требованиями к царю [3]. С этой целью Гапон обратился к нескольким представителям интеллигенции, предложив им написать черновик такого текста [28]. Первым, к кому обратился Гапон, был известный журналист и писатель С. Стечкин , писавший в «Русской газете» под псевдонимом Н.

Строев [29]. Павлова, явившись на квартиру на Гороховой, Гапон заявил, что «события развёртываются с поразительной быстротой, шествие к Дворцу неизбежно, а у меня пока только всего и имеется…» — с этими словами он бросил на стол три листка, исписанные красными чернилами [13]. Это был проект петиции, а вернее, всё та же «Программа пяти», хранившаяся в неизменном виде с марта 1904 года. Ознакомившись с проектом, меньшевики заявили, что для социал-демократов такая петиция неприемлема. В ответ Гапон предложил им внести в неё изменения или написать свой вариант петиции [13]. Тогда же меньшевики вместе со Стечкиным составили свой проект петиции, получивший название «Резолюции рабочих об их насущных нуждах» [31]. Этот текст, выдержанный в духе партийных программ, был зачитан в тот же день в нескольких отделах «Собрания», и под ним было собрано несколько тысяч подписей [26].

Центральным пунктом в нём было требование созыва Учредительного собрания , содержались также требования политической амнистии, прекращения войны и национализации фабрик, заводов и помещичьих земель [31]. Историк Василий Богучарский Написанная меньшевиками «Резолюция рабочих об их насущных нуждах» не удовлетворила Гапона. Резолюция была написана сухим, деловым языком, в ней отсутствовало обращение к царю, а требования предъявлялись в категоричной форме. Как опытный проповедник, Гапон знал, что язык партийных революционеров не находит отклика в душе простого народа. Поэтому в те же дни, 5—6 января, он обратился с предложением написать черновик петиции ещё к троим интеллигентам: одному из лидеров «Союза освобождения», В. Яковлеву-Богучарскому [32] , писателю и этнографу В. Тану-Богоразу и журналисту газеты «Наши дни» А.

Матюшенскому [28]. Историк В. Яковлев-Богучарский, получивший от Гапона проект петиции 6 января, отказался вносить изменения, мотивируя это тем, что под ним уже было собрано не менее 7000 подписей рабочих. Впоследствии историк вспоминал об этих событиях, говоря о себе в третьем лице: «6 января, в 7—8 часов вечера, один из знакомых с Гапоном освобожденцев назовём его хоть NN , получив сведения о том, что Гапон даёт рабочим подписывать какую-то петицию, отправился в отдел на Выборгской стороне, где и встретился с Гапоном. Последний тотчас же дал NN петицию, сообщив, что под нею уже собрано 7000 подписей многие рабочие продолжали давать свои подписи в присутствии NN и просил его проредактировать петицию и внести в неё изменения, которые NN найдёт нужным. Взявши петицию к себе домой и проштудировавши её внимательно, NN вполне убедился, — на чём настаивает и теперь самым решительным образом, — что петиция эта представляла собою лишь развитие тех тезисов, которые NN видел у Гапона в писаном виде ещё в ноябре 1904 года. Петиция действительно нуждалась в изменениях, но, ввиду того, что под нею уже были собраны подписи рабочих, NN и его товарищи не сочли себя вправе вносить хотя бы и самые малейшие в неё изменения.

Поэтому петиция была возвращена Гапону на Церковную, 6 на следующий день 7 января к 12 ч. Два других представителя интеллигенции, получившие проект петиции, оказались сговорчивее Богучарского. По некоторым данным, один из вариантов текста был написан В. Таном-Богоразом [28] , однако и его содержание, и дальнейшая судьба остались неизвестными. Последний вариант текста был написан сотрудником «Наших дней» журналистом А. Матюшенский был известен как автор статей о жизни бакинских рабочих и бакинской рабочей забастовке. Смирновым [33] , чем и привлёк внимание Гапона.

Некоторые источники утверждают, что именно текст, написанный Матюшенским, Гапон взял за основу при составлении своей петиции [34]. Сам Матюшенский впоследствии заявлял, что петиция написана им [28] , но у историков это заявление вызывает сильные сомнения [3] [8]. По мнению исследователя петиции А. Шилова, её текст написан в стиле церковной риторики , что явно указывает на авторство Гапона, привыкшего к подобным проповедям -рассуждениям [3]. Авторство Гапона устанавливается также свидетельствами участников событий 9 января. Так, рабочий В. Янов, председатель Нарвского отдела «Собрания», на вопрос следователя о петиции отвечал: «Писана она была рукою Гапона, находилась всегда при нём, и он её часто переделывал» [21].

Председатель Коломенского отдела «Собрания» И. Харитонов, в дни перед 9 января не расстававшийся с Гапоном, утверждал, что написана она была Гапоном, а Матюшенский только поправил стиль в начале и в конце текста [13]. А казначей «Собрания» А. Карелин в своих воспоминаниях указывал на то, что петиция была написана характерным гапоновским слогом: «Этот гапоновский слог ведь особенный. Это слог простой, ясный, точный, хватающий за душу, как его голос» [15]. Не исключено, однако, что Гапон всё же использовал черновик Матюшенского при составлении своего текста, но прямых доказательств этому нет [30]. Так или иначе, в ночь с 6 на 7 января Гапон, ознакомившись с вариантами, предложенными ему интеллигентами, отверг их все и написал свой собственный вариант петиции, который и вошёл в историю под именем Петиции 9 января 1905 года [3].

В основу петиции была положена мартовская «Программа пяти», вошедшая в первую редакцию текста без изменений [3]. В начале к ней было добавлено обширное предисловие, содержащее обращение к царю, описание бедственного положения рабочих, их безуспешной борьбы с фабрикантами, требование устранить власть чиновников и ввести народное представительство в форме Учредительного собрания. А в конце был добавлен призыв к царю выйти к народу и принять петицию [4]. Этот текст читался в отделах «Собрания» 7, 8 и 9 января, и под ним были собраны десятки тысяч подписей. При обсуждении петиции 7 и 8 января в него продолжали вноситься некоторые поправки и дополнения, и окончательный текст петиции принял более всенародный характер [3]. Именно с этим текстом петиции рабочие шли к царю 9 января 1905 года. Один из экземпляров текста, за подписью Гапона и рабочего И.

Васильева, хранился впоследствии в Ленинградском музее революции [24]. Структура и содержание петиции[ править править код ] Священник Георгий Гапон По своей структуре текст гапоновской Петиции делился на три части. Первая часть начиналась обращением к царю. В соответствии с библейской и древнерусской традицией, в петиции к царю обращались на «Ты», извещая его о том, что рабочие и жители Петербурга пришли к нему искать правды и защиты [4]. Далее в петиции говорилось о бедственном и рабском положении рабочих, которые вынуждены молча терпеть свою горькую участь, об их нищете и угнетении, Говорилось также, что положение рабочих становилось всё хуже и хуже, и теперь их терпению пришёл конец. Затем в петиции излагалась история тяжбы рабочих с заводчиками и фабрикантами, которые обобщённо именовались хозяевами. Рассказывалось о том, как рабочие бросили работу и заявили своим хозяевам, что не станут на работу, пока те не исполнят их требований.

После этого излагался список требований, предъявленных рабочими своим хозяевам во время январской забастовки. Говорилось, что эти требования были незначительными, но хозяева и их отказались выполнять. Далее в петиции указывалась причина отказа, состоявшая в том, что требования рабочих были признаны не соответствующими закону. Говорилось, что с точки зрения хозяев, всякая просьба рабочих была преступлением, а их желание улучшить своё положение — недопустимой дерзостью [35]. Далее в петиции раскрывался её главному тезис — бесправие рабочих как главная причина их угнетения хозяевами. Утверждалось, что за рабочими, как и за всем русским народом [4] , не признают ни одного человеческого права , даже права говорить, думать, собираться, обсуждать свои нужды и принимать меры к улучшению своего положения. Упоминалось о репрессиях в отношении выступавших на защиту интересов рабочего класса.

Затем в петиции было обращение к царю, где указывалось на божественное происхождение царской власти и на противоречие, существующее между человеческими и божескими законами. Утверждалось, что существующие законы противоречат божественным установлениям, что они несправедливы, при них простому народу невозможно жить. Пусть живут и наслаждаются капиталисты и чиновники-казнокрады, грабители русского народа» [35]. Наконец, указывалась и причина несправедливых законов — засилье чиновников , узурпировавших власть и превратившихся в средостение между царём и его народом. Во второй части излагались требования, с которыми рабочие пришли к стенам царского дворца. Главным требованием рабочих названо уничтожение власти чиновников, ставших стеной между царём и его народом, и привлечение народа к управлению государством. Говорилось, что Россия слишком велика, а нужды её слишком многообразны и многочисленны, чтобы только чиновники могли управлять ею.

Из этого делался вывод о необходимости народного представительства. Царя призывали немедленно созвать народных представителей от всех классов и всех сословий — рабочих, капиталистов, чиновников, духовенства, интеллигенции — и избрать Учредительное собрание на основе всеобщего , прямого, тайного и равного голосования. Это требование объявлялось главной просьбой рабочих, «в которой и на которой зиждется всё», и главным лекарством от их больных ран [35]. Далее к требованию народного представительства присоединялся список дополнительных требований, необходимых «для излечения народных ран». Этот список представлял собой изложение мартовской «Программы пяти», вошедшей в первую редакцию петиции без изменений [3]. Список состоял из трёх параграфов: I. Меры против невежества и бесправия русского народа, II.

Меры против нищеты народа и III. Меры против гнёта капитала над трудом. Первый параграф — Меры против невежества и бесправия русского народа — состоял из таких пунктов: свобода и неприкосновенность личности , свобода слова , свобода печати , свобода собраний , свобода совести в деле религии ; общее и обязательное народное образование за государственный счёт; ответственность министров пред народом и гарантия законности управления; равенство перед законом всех без исключения; немедленное возвращение всех пострадавших за убеждения. Второй параграф — Меры против нищеты народа — включал следующие пункты: отмена косвенных налогов и замена их прямым , прогрессивным и подоходным налогом ; отмена выкупных платежей, дешёвый кредит и постепенная передача земель народу. Наконец, в третий параграф — Меры против гнёта капитала над трудом — вошли такие пункты: охрана труда законом; свобода потребительно-производительных и профессиональных рабочих союзов ; восьмичасовой рабочий день и нормирование сверхурочных работ ; свобода борьбы труда с капиталом; участие представителей рабочего класса в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих; нормальная заработная плата [35].

Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение. Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь. Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо [народное] представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собою. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай же его помощь, прими ее, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все; это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти. Но одна мера все же не может залечить всех наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них от лица всего трудящегося класса России. Необходимы: I.

Гапон перевел свою организацию на путь политическо-революционной борьбы, проведя предварительные переговоры с «Союзом освобождения». В декабре 1904 года было проведено несколько забастовок, закончившихся удачно, что повысило престиж организации в глаз рабочих. В этот же момент началось противостояние «Собрания» с «Обществом взаимопомощи рабочих механического производства» зубатовским , которое привело к противостоянию и забастовке на Путиловском заводе, начавшейся 3 января 1905 года. Эту забастовку подхватили многие рабочие столицы. Общая численность бастующих достигла 26000 человек. Причины событий 9 января 1905 года Таким образом, исходя из предыстории событий 9 января 1905 года, причинами «Кровавого воскресенья» стали поражение в русско-японской войне и падение престижа власти; бедственное положение рабочих и нежелание власти решать вопрос и разрабатывать так называемое «рабочее законодательство». Составление Петиции и ее основные положения 5 января 1905 года Г. Гапон прибыл на Путиловский завод и ознакомил правление со списком требований рабочих. Естественно, этот список принят не был и после явного отказа Г. Гапон отправил его в министерство финансов. Министр В. Коковцов рассмотрел список, наложил на него вето и отправил подробную аналитическую записку императору Николаю II, в которой указал, что деятельность «Собрания русских фабрично-заводских рабочих», возглавляемого священником Гапоном, стала вызывать у него большие опасения, и что об этом он также доложил министру внутренних дел. Гапон понял, что забастовка, по сути своей, проиграна, и что удовлетворения требований рабочих не будет. Боясь потерять доверие рабочих, он решился на крайнюю меру и стал агитировать их обратиться со своими просьбами напрямую к царю. Рабочие, в целом настроенные промонархически еще жива была идея о «добром царе» и плохом «чиновничьем правлении» , идею поддержали. Было решено составить на имя царя петицию, излагающую основные нужды рабочего народа. Руководителям отделов было поручено агитировать за подачу петиции и собирать под ней подписи рабочих. Историки считают, что Г. Гапон до последнего надеялся избежать похода к царю с петицией, хотя первоначально эта идея принадлежала именно ему.

Утром у 11 отделений «Собрания» стали собираться рабочие. Они пришли возбуждённом состоянии, в праздничной одежде многие привели семьи. Колонны держали в руках царские портреты, хоругви, по ходу движения исполняли гимн и молитвы. В мирной манифестации приняли участие почти 140 тысяч человек. Эсеры, большевики и меньшевики также влились в ряды рабочих. Они были вооружены и готовы к возможным столкновениям. К 12 часам раздались первые выстрелы у Нарвской заставы, где рабочие попытались пройти сквозь заградительные кордоны. Ружейными залпами были встречены колонны на Выборгской стороне, близ Троицкого моста, на Васильевском острове. У Невских ворот в ход была брошена кавалерия. Преодолевая заслоны, рабочие рвались к Дворцовой площади, где их встретила рота Преображенского полка, открывшая огонь по безоружным манифестантам. Кровавая бойня вызвала смятение, вопли ужаса и бегство людей. Но расправа продолжалась и на близлежащих улицах.

Петиция рабочих царю Николаю Второму

Шествие было организовано Собранием фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга во главе со священником Георгием Га-поном. Демонстранты были расстреляны войсками, что стало началом первой русской революции 1905 г. Историография этих событий обширна. Подробный обзор можно найти в сборнике «Первая революция в России. Взгляд через столетие» [1]. День 9 22 января стал первым советским праздником. Кременецкий напечатала постановление Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов: «1 Предложить Совету Народных Комиссаров объявить день 9-го января национальным праздником Рабочей и Крестьянской России» [2]. После завершения гражданской войны была проведена работа по созданию советской версии истории событий 1905 г.

Советская версия происхождения петиции петербургских рабочих восходит к статье А. Шилова, опубликованной в 1925 г. Шилов довольно откровенно писал, каким образом он восполнил отсутствие архивных данных о происхождении петиции. Шилову по интересующему его вопросу. Эти воспоминания воспроизводили сюжетную линию «Истории моей жизни» Гапо-на в русском переводе и других опубликованных к тому времени воспоминаний. В развитие положений А. Шилова была напечатана статья Р.

Ганелина [4]. Перрисом и Д. Соски-сом [5]. Анализ сообщений, современных событиям газет, позволяет пересмотреть существующие представления о появлении петиции. Впервые слово «петиция» при описании событий в Петербурге появилось в сообщении французского агентства Гавас из Петербурга от 4 17 января 1905 г. На следующий день корреспондент «Дейли Телеграф» Эмиль Диллон сообщил о намерении священника Гапона подать политическую петицию лично царю одновременно с массовым шествием к Зимнему дворцу в воскресенье 9 22 января, а не просто отправить письмо-прошение передать петицию директору завода [7]. В тот же день корреспондент Рейтер Ги Берингер в конспективной форме передал основное содержание петиции и сообщил, что она состоит из трех частей и включает полный набор политических требований либералов и социалистов [8].

В пятницу 7 20 января «Дейли Экспресс» напечатала, что под петицией с требованием экономических и политических реформ собрано семь тысяч подписей рабочих оборонных заводов [9]. Парижские газеты не написали ни кому петиция предназначена, ни как ее собираются вручать [10]. В субботу 8 21 января «Дейли Телеграф» и «Стандард» напечатали интервью с Гапоном, в котором опять идет речь о политической петиции с требованием конституции и созыва Учредительного собрания [11]. В тот же день агентство «Рейтер» передало расширенный текст петиции. Сообщение помечено пятницей, вечером, поясняется, что в субботу будут собирать подписи, а в воскресенье эту петицию подадут царю. Петиция заканчивается следующей фразой: «Если наши жизни послужат холокостом страдающей России, мы не пожалеем об этой жертве, но принесем ее добровольно» [12]. В субботу 8 21 января корреспондент «Журналь» Робер Гайар передал, что в течение всего дня подписывались петиции с требованиями политических свобод.

У Гайара петиции указаны во множественном числе [13]. Что касается русских газет, то петербургские газеты не выходили целую неделю и ничего не писали о петиции. Многие провинциальные газеты имели корреспондентов в столице и печатали все важные столичные новости. Корреспондент «Русских Ведомостей» в субботу 8 21 января сообщал из Петербурга подробности о забастовке. Это сообщение не выходит за пределы того, что уже писали петербургские и московские газеты о требованиях рабочих Путиловского завода. Ни о петиции-прошении, ни о готовящемся шествии рабочих корреспонденту ничего не было известно [14]. Консервативная московская газета «Московские Ведомости» не придавала особого значения событиям в Петербурге.

Вот новости из Петербурга в газете «Московские Ве- 78 О происхождении «Петиции петербургских рабочих» 9 22 января 1905 г. Сегодня на 69 году жизни скончался известный драматический писатель Димитрий Васильевич Аверкиев, автор Каширской Старины и многих других исторических пьес. Петербург, 9 января. Сегодня, кроме Правительственного Вестника, ни одной газеты не вышло» [15]. В понедельник 10 23 января «Дейли Телеграф» опубликовала статью своего корреспондента в Петербурге Эмиля Диллона, помеченную субботой, ночью, с пояснением, что это отредактированный текст петиции, под которой подписались тысячи рабочих.

Ведь уступок от предпринимателей рабочие должны были добиваться, опираясь на царскую администрацию. Не была ли ошибкой его быстрая отставка? Причем в некоторых местах во главе забастовок оказывались зубатовские организации. Выйдя из-под контроля, их лидеры начинали вести самостоятельную игру, не останавливаясь и перед выдвижением политических требований. В свою очередь, предприниматели также начали апеллировать к правительству, требуя ограничить деятельность Зубатова. Они доказывали, что деятельность зубатовских организаций провоцирует стачечное движение. И хотя Зубатов имел сторонников во власти, их поддержка, в связи с демаршами предпринимателей, заметно ослабела. В итоге в августе 1903 года блестящая карьера Зубатова оборвалась, а его самого выслали во Владимир под надзор полиции. Между тем идея Зубатова отнюдь не была заведомо бесперспективной. Он стремился участвовать в разрешении обострившегося конфликта между трудом и капиталом. Уволив же его, правительство продемонстрировало непонимание значимости этой проблемы. Отношение к Зубатову — пример недальновидности царского правительства, опасавшегося любых проявлений общественной самодеятельности. Так ли это? Как бы вы охарактеризовали отношения Гапона с полицией? Но информацию он давал, и деньги из тайного фонда Департамента получал. Интересно, что в бытность Зубатова заведующим Особым отделом Гапон одновременно осведомлял министра внутренних дел Вячеслава Плеве о деятельности самого Зубатова. Поэтому считать Гапона безупречным не приходится. Он был корыстен. Но вряд ли такое послушание было возможно. Это выяснилось уже в 1906 году. И тогда рабочие, входившие в ближайшее окружение Гапона, приводя в исполнение приговор ЦК эсеровской партии, повесили его. Чем отличались зубатовские и гапоновские организации? Причем свою деятельность в столице Гапон развернул после знакомства с Зубатовым, которое произошло в конце 1902 года. Впрочем, Гапона поддерживал не только Зубатов, но и другие сановники. Например, петербургский градоначальник Фуллон. Гапон и Зубатов были монархистами, и их взгляды принципиально не отличались показательно, что, узнав об отречении царя, Зубатов покончил жизнь самоубийством. Зато отличались их биографии. Георгий Гапон был священником, обладавшим большими ораторскими способностями и обаянием, много общался с рабочими. По сути, он был проповедником, близко принимавшим к сердцу нужды рабочих. Глубоко ошибочны утверждения, будто бы Гапон умышленно желал гибели рабочих. Показательно, что когда после 9 января Гапон готовился скрыться, рабочие остригли ему бороду, а волосы разобрали как некую святыню. Все попытки Гапона уладить вопрос мирным путем оказались тщетными. Владельцы завода умышленно провоцировали конфликт? Хотя в то время, несмотря на существование фабричной инспекции, следившей за соблюдением законодательства, предприниматели были полными хозяевами на своих предприятиях. Увольняя четверых рабочих, они хотели утвердить свое право самостоятельно решать внутризаводские проблемы.

Кто отдал приказ о расстреле мирной демонстрации 9 января 1905 года? Таким образом, зачинщиком демонстраций, вылившихся в массовые беспорядки на улицах Петербурга в январе 1905 года, был двойной агент Георгий Гапон, а кровавую развязку инициировал великий князь Владимир Александрович. Какое событие произошло в ходе первой российской революции? Первая русская революция началась 9 22 января 1905 года с расстрела царскими войсками мирной демонстрации народа, двинувшегося к Зимнему дворцу просить у Николая II защиты от притеснений. Столичные власти не нашли лучшего средства остановить толпу, как рассеять ее картечью. Кто был организатором шествия 9 января 1905 г к царю? Его возглавил уроженец Полтавской губернии священник Георгий Гапон.

Николай 2 именно так и сделал, и его при этом еще пытаются оправдать современные либералы. Николай 2 заботился о своей семье и устранился, чтобы защитить семью. Аргумент явно высосан из пальца, но допустим. Возникает 1 вопрос — к чему все это привело? Во время февральской революции Николай 2 точно также, как и при кровавом воскресенье, устранился от принятия решений — в итоге потерял страну, и именно из-за этого его семью расстреляли. В любом случае — царь ответственен не только за семью, но и за страну вернее, прежде всего за страну. Николай 2 перед Генералами События кровавого воскресенья 9 января 1905 года они наиболее четко выделяют причины, по которым распалась Российская Империя — царю было глубоко наплевать на происходящее. Готовясь к этому, вводится армия, издаются хотя и незаметные для масс указы, запрещающие шествия. В такой важный для страны момент, когда все понимают, что готовится серьезное событие — царя нет в столице! Можно себе такое представить, например, при Иване Грозном, Петре 1, Александре 3? Нет, конечно. Вот и вся разница. Николай 2 был «местным» человеком, который думал только о себе и семье, а не о стране, ответственность за которую он нес перед Богом. Кто отдал приказ стрелять Вопрос о том, кто отдал приказ стрелять во время кровавого воскресенья один из самых сложных. Достоверно и точно можно сказать только одно — Николай 2 такого приказа не отдавал, потому что никак не руководил этими событиями о причинах говорили выше. Версия о том, что стрельба была нужна правительству также не выдерживает проверки фактами. Достаточно сказать, что 9 января со своих постов были снят Святополк-Мирский и Фуллон. Если предположить, что кровавое воскресенье было провокацией правительства, то отставки главных героев, которые знают правду, нелогичны. Речь скорее может идти о том, что власть не ожидала такого в том числе и провокаций , но она должна была это ожидать, особенно когда в Петербург были введены регулярные войска.

ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ

  • “8 и 9 января 1905 года – разные эпохи”
  • Составление петиции царю
  • Кровавое воскресенье: кто виноват в массовом расстреле митингующих
  • ОСТАВЬТЕ СВОЙ ОТЗЫВ

Петиция 1905 года кратко

Таковы те требования, которые могли бы быть удовлетворены теперь же, при существовании капиталистического производства. Но для этого необходимо, чтобы страной правили не чиновники, которые держат руку капиталистов и угнетают рабочий класс, а сам народ. В ночь на 7 января Гапон переделал петицию и превратил ее в традиционное прошение-челобитную «царю-батюшке»; при этом он исключил одиозное требование прекращения войны и вернул пункт о передаче земли народу. На этом уроке вы сможете изучить тему «Первая российская революция 1905–1907 гг. Ч. 1». Вы узнаете о причинах и последствиях первой русской революции, о Кровавом воскресенье, которое стало катализатором первого революционного выступления в нашей стране/. На этом уроке вы сможете изучить тему «Первая российская революция 1905–1907 гг. Ч. 1». Вы узнаете о причинах и последствиях первой русской революции, о Кровавом воскресенье, которое стало катализатором первого революционного выступления в нашей стране/. день массового расстрела царскими войсками, по приказу Николая II, мирного шествия петербургских рабочих, направлявшихся к Зимнему дворцу с петицией к царю о своих нуждах.

История России. Кровавое воскресенье. 9 января 1905 г.

вывести массы трудящихся в воскресенье 9 января на демонстрацию, прийти к Зимнему дворцу и вручить Николаю II петицию с рабочими требованиями. И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы не многого просили, мы желали только того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука. Однако Гапон, ознакомившись с предложенными проектами, отверг их все и в ночь с 6 на 7 января собственноручно написал свой вариант рабочей петиции, который и вошёл в историю под именем Петиции 9 января 1905 года. Уже после революции 1905–1907 годов и учреждения Государственной Думы последовал Ленский расстрел 4 апреля 1912 года (270 убитых), и уже во время Первой мировой войны 11 августа 1915 года произошел расстрел рабочих в Иваново-Вознесенске (30 убитых).

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года

Я избрал именно эти заводы, потому что знал, что как раз в это время они выполняли весьма серьезные заказы для нужд войны". К 6 января бастуют 40 тыс. Таким образом, под заведомо надуманным предлогом, именно на оборонных предприятиях, с применением методов угроз и запугивания была организована массовая забастовка, явившаяся предшественницей 9 января. Но рабочих, которых приглашали идти к Царю за помощью, знакомили с чисто экономическими и, можно сказать, разумными, требованиями.

Собираясь к Царю, гапоновские провокаторы даже распространяли слух, что Царь сам хочет встретиться со своим народом. Схема провокации такова: революционные агитаторы, якобы от имени Царя, ходили и передавали рабочим примерно такие "его" слова: "Я, Царь Божией милостью, бессилен справиться с чиновниками и барами, хочу помочь народу, а дворяне не дают. Подымайтесь, православные, помогите мне, Царю, одолеть моих и ваших врагов".

Об этом рассказывали многие очевидцы, например большевичка Л. Сотни революционных провокаторов ходили среди народа, приглашая людей 9 января к двум часам на Дворцовую площадь, заявляя, что их там будет ждать Царь. Рабочие готовились к этому дню как к празднику: гладили лучшую одежду, многие собирались взять с собой детей.

В общем, для большинства рабочих этот день представлялся большим крестным ходом к Царю, тем более что его обещал возглавить священник, лицо духовное, традиционно почитаемое. Сегодня во время собрания рабочих в нарвском отделе туда явился агитатор, но был избит рабочими». Эпизод с избиением революционного агитатора доказывает, что рабочие были обмануты революционерами и Гапоном и никаких революционных настроений не имели, а собирались идти к царю с чисто экономическими требованиями.

Но революционеры готовили народу и власти кровавую бойню на японские деньги. Эту петицию решено было перед рабочими не оглашать. Во всей груде воспоминаний и документов не зафиксировано ни одного случая правки петиции...

К 7-му января бастуют уже 105 тыс. В последний раз вышли газеты; с этого дня забастовка, превращенная в общегородскую, распространилась и на типографии. Петербургский комитет РСДРП принимает решение направить во все отделы "Собрания русских фабрично-заводских рабочих" своих лучших агитаторов.

Самая главная подмена заключалась в том, что народное шествие было организовано не с той целью, которая широко пропагандировалась, а совершенно с иной:. Устроим баррикады, разгромим оружейные магазины, разобьем тюрьму, займем телефон и телеграф, - словом, устроим революцию... Сам Гапон следующим образом описал свое выступление перед ними.

Если хотите, идите впереди процессии"! Когда я пойду в Зимний дворец, я возьму с собою два флага, один белый, другой красный. Если Государь примет депутацию, то я возвещу об этом белым флагом, а если не примет, то красным, и тогда вы можете выкинуть свои красные флаги и поступать, как найдете лучшим".

Это уже фактическая договоренность о сигналах. Несмотря на содержавшиеся в ней выражения верноподданнических чувств рабочих к своему Государю, она представляла собой жесткий политический ультиматум власти, предъявлявший Государю заведомо невыполнимые требования Во-первых, петиция составлена не только от имени рабочих, но и от всех вообще "жителей города Санкт- Петербурга разных сословий". Содержание же петиции свидетельствовало о том, что требования выдвигаются не столько для удовлетворения экономических нужд рабочих, сколько - под их прикрытием — интересов либералов и революционеров — "повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих… Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, - и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов.

Это самая главная наша просьба… Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимы еще и другие: немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические… убеждения; немедленное объявление свободы слова, печати, свободы собраний; ответственность министров перед народом и гарантия законности? Неужели же рабочие Петербурга собирались контролировать министров?

Или им, православным русским людям, нужно было отделение церкви от государства? Вот в этом и есть главная ложь — никаким верноподданническим, по сути, провокационное шествие не было. Итак, в самый последний момент, вместо принятых и поддерживаемых рабочими экономических требований, появляется петиция, составленная якобы тоже от имени рабочих, но содержащая экстремистские требования общегосударственных реформ, созыва Учредительного собрания, политического изменения государственного строя.

Все пункты, известные рабочим и реально поддерживаемые ими, переносятся в заключение. Это была в чистом виде политическая провокация революционеров, пытавшихся от имени народа в тяжелых военных условиях предъявить требования неугодному им русскому правительству. Рабочих, которых приглашали идти к Царю за помощью, знакомили только с экономическими требованиями.

К 8-му января бастуют 111 тыс. Петербургский комитет РСДРП выпустил прокламации "Ко всем петербуржским рабочим" с призывом к свержению самодержавия и "К солдатам" с призывом не стрелять в народ. Гапона, требуя объяснения относительно его деятельности, не совместимой с саном священника.

Однако Г. Гапон не явился ни к митрополиту Антонию, ни в Санкт-Петербургскую Духовную консисторию, и в ночь на 6 января скрылся из дома и перешел на нелегальное положение. Важное событие произошло 6 января 1905 года, за 3 дня до манифестации: Эти события были следующим образом описаны их непосредственным очевидцем генералом А.

Мосоловым, занимавшим должность начальника канцелярии министерства императорского двора. Началась торжественная служба, и был дан с Петропавловской крепости обычный салют орудийными выстрелами. Во время салюта неожиданно для всех упали - как на павильон, так и на фасад Зимнего Дворца - крупные картечные пули.

В беседке было насчитано около 5 пуль, из коих одна упала совсем рядом с Государем. Ни Император и никто другой из свиты не дрогнули... Только пред самым уходом я и еще несколько лиц свиты подняли с пола павильона по одной пуле.

Крестный ход возвратился в Зимний Дворец, и, проходя мимо Николаевского зала, мы увидали несколько разбитых оконных стекол. Кто-то из начальствующих лиц Петербургского округа подошел к Государю и объяснил, что в дуле одного из орудий оказался забытый картечный снаряд. Государь молча прошел дальше...

Однако артиллерийский выстрел 6 января, наконец, активизировал действия военно-полицейских властей в Петербурге. Рассматривая его как возможную попытку покушения на Государя, свидетельствовавшую о существовании в столичном гарнизоне тайной террористической организации , руководство Департамента полиции было склонно рассматривать эти события в качестве результатов деятельности хорошо законспирированной, действующей во всероссийском масштабе революционной организации, приступившей к реализации своего плана по захвату власти в столице. Вот, в том числе, возможно, и поэтому комендант все же раздал боевые патроны ,несмотря на решение начальства.

Власти вплоть до 8 января еще не знали, что за спиной рабочих заготовлена другая петиция, с экстремистскими требованиями. А когда узнали - пришли в ужас.

Главным требованием петиции было уничтожение власти чиновников и созыв народного представительства в форме Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, тайного и равного голосования. Остальные требования петиции делились на три части: «Меры против невежества и бесправия русского народа», «Меры против нищеты народной» и «Меры против гнёта капитала над трудом». Общее количество требований доходило до семнадцати. Политические требования петиции, предполагавшие ограничение самодержавия, были расценены правительством как »дерзкие» и послужили причиной разгона рабочего шествия. Какие права получило население империи после принятия Манифеста 17 октября 1905 г.? Можно ли его считать первой российской Конституцией?

Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» Октябрьский манифест — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 30 октября 1905. Был разработан С.

Выстрелы были также слышны возле Казанского собора, на Невском проспекте и многих центральных улицах Петербурга. Приказ выступить с оружием против мирных людей отдал великий князь Владимир Александрович, дядя Николая II.

Самого императора в этот день не было в городе — накануне он вместе с семьей выехал в Царское Село. Позднее один из генералов царской армии так пытался оправдать расстрел демонстрации: Дворцовая площадь есть тактический ключ Петербурга. Если бы толпа ею завладела и оказалась вооружённой, то неизвестно, чем бы всё закончилось. А потому… было решено оказать сопротивление силою, чтобы не допустить скопления народных масс на Дворцовой площади.

Царская армия стрельбой из оружия останавливает демонстрантов на Дворцовой площади Количество жертв Точное количество людей, пострадавших в Кровавое воскресенье, до сих пор неизвестно. Согласно правительственному сообщению от 11 января 1905 г. Таким образом, если верить официальной версии, количество жертв Кровавого воскресенья увеличилось до 130. Место захоронения жертв Кровавого воскресенья на Преображенском кладбище под Санкт-Петербургом Более 1000 погибших Версия советских историков Гапон в своих мемуарах приводил другие цифры.

По его мнению, 9 января на подходах к Зимнему дворцу было убито от 300 до 600 человек, ранено — около 5 тысяч. Нанося удары рабочим, царизм смертельно ранил самого себя. Даже если на этот раз население Петербурга не победит рутинную и слепую верность солдат, даже если оно не овладеет Зимним Дворцом и не провозгласит в нём свободы народа… всё-таки царизм уже приговорён к смерти Французский социалист Жан Жорес. Советский историк А.

Фрайман в книге «Девятое января 1905 года» утверждал, что от солдатских пуль в тот день погибло свыше 1 тыс. Провокатор Гапон: дальнейшая судьба священника В свете произошедших 9 января событий особого внимания заслуживает личность попа Гапона.

Карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученного человека — значит совершить тяжкое преступление.

Весь народ рабочий и крестьяне отданы на произвол чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, совершенло не только не заботящегося об интересах народа, но попирающего эти интересы. Чиновннчье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели. Мы, рабочие и народ, не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят.

Народ лишен возможности выражать евпи желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их. Рабочие лишены возможности организоваться в союзы для защиты своих интересов. Разве это согласно с божескими законами, милостью которых гы царствуешь? И разве можно жить при таких законах?

Не лучше ли умереть — умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты — эксплуататоры рабочего класса и чиновники — казнокрады и грабители русского народа. Вот что стоит перед нами, государь, и это-то нас собрало к стонам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения.

Причины событий 9 января 1905 года

  • Гапон и его роль
  • «Мы обнищали, нас угнетают»: воскресенье, о котором не хотят вспоминать
  • НОВОСТИ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ИСТОРИЯ.РФ
  • Предыстория событий (будущие участники «Кровавого воскресенья»)
  • Гапон и его роль

Петиция 1905 года кратко

Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января 1905 года — исторический документ, петиция или челобитная[1][2], с которой петербургские рабочие во главе со священником Георгием Гапоном шли к царю Николаю II в день Кровавого воскресенья, 9 (22) января 1905. Таковы те требования, которые могли бы быть удовлетворены теперь же, при существовании капиталистического производства. Но для этого необходимо, чтобы страной правили не чиновники, которые держат руку капиталистов и угнетают рабочий класс, а сам народ. 9 января 1905 года произошло событие, всколыхнувшее всю Россию: была расстреляна мирная демонстрация рабочих, пришедшая к Зимнему дворцу в Санкт-Петербурге. Ситуацию усугублял экономический кризис, приводивший к массовому закрытию предприятий и увольнению рабочих, которые вливались в ряды бастующих. В Петрограде в начале января 1905 г. забастовка охватила около 150 тыс. человек, став, фактически, всеобщей. В начале января 1905 года рабочие и жители Петербурга написали петицию на имя императора Николая II. Документ содержал целый список требований: например, составители призывали ограничить произвол чиновников и созвать народное правительство. Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II 9 января 1905 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий