В чем плюсы ликвидации тайной канцелярии при петре 3

Основание Преображенского приказа относится к началу царствования Петра I (учреждён в 1686 году в подмосковном селе Преображенском); сначала представлял род особой канцелярии государя, созданной для управления Преображенским и Семёновским полками. Упразднение Тайной канцелярии часто считают одним из положительных итогов правления Петра. ТАЙНАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ (Тайная розыскная канцелярия, Тайная розыскных дел канцелярия, Канцелярия тайных дел), одно из центр. гос. учреждений в России в 1-й трети 18 в., осуществлявшее следствие и судопроизводство гл. обр. по важнейшим политич. обвинениям. Среди последних дел Тайной канцелярии фигурирует процесс о купце, который объявил уже почившего тогда Петра Великого антихристом, а Елизавете Петровне пригрозил костром. Дерзкий сквернослов был из среды староверцев. Отделался он легко – его высекли кнутом.

Особенности внешней и внутренней политики

  • 2.3.3. Тайная розыскных дел канцелярия
  • Авторизация
  • 1762, фев. Манифест о вольности дворянства. Манифест об уничтожении Тайной канцелярии
  • 6 марта в истории. Тайная канцелярия | СЕМЬЯ и ВЕРА
  • Экономика при петре 3 кратко
  • История в лицах

Остались вопросы?

Итак, первая Тайная канцелярия была основана Петром Великим в самом начале его царствования и называлась Преображенский приказ по имени села Преображенского. Упразднение Тайной канцелярии часто считают одним из положительных итогов правления Петра. Предшественником Тайной канцелярии, существовавшим параллельно с ней в Москве, был Преображенский приказ, который был создан еще в 1686 году. Если при Екатерине I в 1726 году канцелярия была упразднена, то приказ продолжал жить до 1729 года.

Значение упразднения Тайной канцелярии Петром 3 ?

Стремление сократить издержки на перевоз тканей к дальневосточным портам. Уменьшение издержек на транспортировку товаров. Получение ими права на беспрепятственный выезд из страны. Единственной сословной обязанностью оставалось получение образования. Реальная власть находилась в руках знатных родов, желавших расширять свои привилегии.

Император был вынужден подписать документ, чтобы удержаться у власти. Расширение привилегий дворянства; Допускалось свободное распоряжение дворянами своими землями и выезжать из страны.

Лучшим подтверждением слов Гавриила Степановича стала судьба династии Романовых, которая расправилась с декабристами, зачистив политическое пространство от людей, на которых следовало бы опираться, и собственными руками открыла путь революции и приходу к власти большевиков. Я помню, как меня поразила работа над исследованием «Бесов» Ф. Достоевского, когда я сравнила следственные материалы с произведением и поняла, что в отличие от спецслужб, Фёдор Михайлович понял и описал реальный размах современной ему революционной борьбы. Тогда по делу об убийстве в Петровской сельскохозяйственной академии проходили будущие знаменитые революционеры — Ткачев, Натансон и пр.

В отличие от следователей, Достоевский получал информацию от племянника, учившегося в Петровской академии, от следственных дел, посещения судебных заседаний и от общества, которое было более информировано, чем увенчанные орденами полицейские мужи. Поэтому он и предвидел с такой зоркостью всё, что ждало Россию в 1917 году. Начиная с Петра I, Тайная канцелярия была лишь орудием борьбы за власть внутри политического истеблишмента.

Данный материал очень удобно приклеить на карточки , систематически вспоминать. Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Секуляризация церковных земель и упразднение части монастырей. Благодаря такому изъятию государство могло приобрести дополнительные владения и доходы. Все крепостные монастырей освобождались и их наделяли пахотными участками. Теперь они должны были уплачивать оброк в казну.

Духовенству платили специальное жалование. Петр III правил всего 186 дней и принял за этот период 192 документа, реформирующих различные сферы общественной жизни. Однако проводимая им внутренняя и внешняя политика не пользовалась популярностью у населения и вела лишь к увеличению числа сторонников его супруги Екатерина II. Итоги правления и историческое значение Подводя итоги царствования, можно отметить следующее: заключение договора с Пруссией и потеря всех завоеваний Семилетней войны; введение дополнительных привилегий для дворянства; обострение политической нестабильности внутри государства; усиление крепостного права. К плюсам исследователи деятельности царя относят: подражание политике Петра Великого; ряд прогрессивных реформ уничтожение Тайной Канцелярии, указ о свободе внешней торговли ; прекращение преследования старообрядцев, введение наказаний за убийство крестьян помещиками. Минусы политики: отрицательное отношение императора к России и всему русскому; попытка переделать церковь на протестантский манер; ужесточение крепостного права; неудачная внешняя политика. Оценивая проводимые императором преобразования, стоит отметить, что эти реформы соответствовали тенденциям развития страны и были направлены на модернизацию. Однако они радикально отличались от предыдущей политики и создавали угрозу политической и социальной стабильности, что и привело к перевороту. Внешняя же политика была полностью неудачной и закончилась возвратом завоеванных ранее территорий Пруссии. Насколько полезной была для вас статья?

МУЗЕЙ ПРАВА

Действительно, напряженная умственная работа ускорила смерть П. Шувалова, последовавшую 4 января 1762 года. Неделей раньше он и его старший брат Александр Шувалов были пожалованы в генерал-фельдмаршалы. Одновременно с ними выражения "монаршей милости" удостоился Н. Трубецкой, произведенный в подполковники Преображенского полка раньше им был сам Петр Федорович, ставший теперь полковником. Оставаясь при этом куратором Московского университета, он, по образному выражению С. Соловьева, являлся "как бы министром новорожденного русского просвещения".

Император относился к фавориту покойной тетушки милостиво. Штелин рассказывает, как однажды за обедом при императорском дворе речь зашла о Елизавете Петровне, и у Шувалова потекли слезы. Тогда Петр III сказал ему с грубоватым добродушием: "Выбрось из головы, Иван Иванович, чем была для тебя императрица, и будь уверен, что ты, ради ее памяти, найдешь и во мне друга! Старший из них 6 марта 1762 года был уволен в отставку с тем, чтобы, "как у двора, так и где б он жить ни пожелал", ему отдавалось "по чину его должное почтение". Петр III любил общество добродушного и простого в обращении Алексея Григорьевича и часто бывал у него в гостях. Кирилл Разумовский почти постоянно находился при дворе, и Р.

Кейт отмечал даже, что среди приближенных императора "наибольшим его расположением пользовался, как кажется, гетман". Весьма значительной фигурой нового царствования стал друг И. Шувалова А. Петр III произвел его в генерал-поручики, что само по себе являлось не такой уж большой честью по масштабам многочисленных и грандиозных пожалований в первые месяцы нового правления. Однако истинное значение этого человека определялось не чином, а степенью близости к императорской особе. Мельгунов приобрел преобладающее влияние в военной сфере, затмив тогдашних фельдмаршалов.

Кроме того, он активно вмешивался в область внешней политики. Мельгунов умело пользовался близостью к царской особе: современник замечал, что "он ни на минуту не выпускает из виду императора и... В дипломатической сфере Мельгунов значительно потеснил еще одного друга Ивана Шувалова - канцлера М. Он являлся одним из создателей антипрусского союза России, Австрии и Франции в ходе Семилетней войны, что компрометировало его в глазах нового императора. Он получил его в 1746 году во время заграничной поездки из рук Фридриха II, поскольку был тогда активным деятелем франко-прусской "партии". Воронцов, которого иностранные дипломаты даже ставят в первые дни царствования на один уровень с Глебовым.

Причина его возвышения понятна, хотя, по словам Екатерины II, он был одинаково нелюбим Петром Федоровичем и всеми своими детьми. Младшая его дочь Екатерина Дашкова утверждает даже, что ее отец из-за полного невнимания к нему со стороны Елизаветы Романовны "не играл никакой роли при дворе" и "представлял из себя ноль без всякого влияния". Екатерина Романовна преувеличивает: определенный вес Воронцов-старший имел, однако нельзя не признать, что при иных отношениях со своими дочерьми он мог достичь больших успехов. Петр III назначил его 28 декабря 1761 года членом Конференции при высочайшем дворе, но меньше чем через месяц ликвидировал это учреждение, после чего Воронцов остался в должности сенатора и председателя Уложенной комиссии. Первый являлся генералом прусской службы, а второй в чине российского генерала занимал пост ревельского губернатора. Голштейн-Бек прибыл ко двору раньше и 9 января 1762 года был произведен Петром III в генерал-фельдмаршалы и назначен петербургским генерал-губернатором.

Для своего дяди Георга Людвига император готовил более высокое определение, намереваясь сделать его герцогом Курляндии. Но пока он 9 февраля получил чин генерал-фельдмаршала и стал полковником Конногвардейского полка. Тем самым Петр III в первый раз вызвал недовольство гвардии, назначив бывшего прусского генерала на должность, которую со дня вступления на престол занимала Елизавета Петровна. Император обращался со своими голштейнскими родственниками как с равными, что иногда порождало нелепые ситуации. По словам Дашковой, однажды "государь и его дядя, принц Георгий, как настоящие прусские офицеры, из-за различия мнений в разговоре обнажили шпаги и уж собрались было драться", но их сумел разнять, "рыдая как женщина", любимый обоими Николай Андреевич Корф. Этот человек двадцать лет назад по поручению Елизаветы Петровны привез ее племянника из Киля в Петербург.

Двадцать восьмого декабря 1761 года Петр III произвел Корфа в генералы, 20 февраля 1762 года назначил вместо себя полковником Лейб-Кирасирского полка, а 21 марта сделал его "главным директором над всеми полициями", подчеркнув в указе, что его "персона состоит единственно под ведением его величества". Наиболее выдающейся фигурой царствования Петра III стал Дмитрий Васильевич Волков , занимавший в последние шесть лет елизаветинского правления должность конференц-секретаря, то есть руководителя канцелярии Конференции при высочайшем дворе. После ликвидации Конференции император 30 января 1762 года назначил Волкова своим тайным секретарем, то есть руководителем личной императорской канцелярии. Тем самым она была выделена из Кабинета его императорского величества, который под руководством А. Олсуфьева занимался теперь лишь финансово-хозяйственными делами царской семьи. Волковым составлены тексты большинства указов и других документов за личной подписью императора.

Влияние этого деятеля было очень велико: современники утверждали, что "Волков водил пером Петра III и был его ближайшим советником", "император ничего не предпринимал без совета и решения Волкова, и можно сказать, что этому человеку принадлежит значительная доля в славных и благодетельных деяниях монарха". Основным соперником тайного секретаря был А. Его официальные обязанности генерал-прокурора заключались главным образом в контроле над деятельностью Сената, но он сумел полностью подчинить себе это высшее правительственное учреждение благодаря безграничному доверию к нему монарха. Все царские резолюции на полях сенатских докладов написаны рукой Глебова и лишь утверждены подписью Петра III. Глебов лично приносил эти документы на утренние приемы императора и обсуждал с ним поставленные в них вопросы. Он же объявлял на заседаниях Сената волю монарха и составлял указы, которые потом подписывали сенаторы.

С именами Волкова и Глебова связано основное законодательство Петра III, однако далеко не во всех случаях их можно считать инициаторами написанных ими указов и манифестов. Личная роль императора в принятии важнейших государственных постановлений особенно заметна в первые месяцы его царствования. Седьмого февраля 1762 года на заседании Сената Петр III распорядился: "Канцелярию тайных розыскных дел уничтожить, и отныне оной не быть". Это ведомство политического сыска, именуемое современниками "гражданской инквизицией", вызывало ужас и ненависть всех слоев населения. Практика доносительства по "важным государственным делам", чрезвычайно распространившаяся со времен Анны Ивановны, открывала широкие возможности для сведения личных счетов и внесудебного произвола. Произнесение кем-либо страшного выражения "слово и дело" влекло за собой аресты и пытки, под которыми трудно было не признаться в любых "злоумышлениях".

Необходимость ликвидации Тайной канцелярии отмечалась Петром Федоровичем еще в молодые годы под несомненным влиянием гуманиста Штелина, говорившего, что "чрез это введенное Петром I учреждение происходило много злых доносов на невинных людей и разные несчастия". Император имел также личные счеты с Тайной канцелярией, которая в 1745 году арестовала и сослала в Оренбург его любимого камердинера Г. Вернувшись в Петербург по императорскому указу от 26 декабря 1761 года, он рассказывал Петру III "чудеса об уничтоженной им Тайной канцелярии". Манифест об уничтожении Тайной канцелярии был написан Д. Волковым и 16 февраля 1762 года утвержден подписью императора. В этом акте осуждалась практика работы политического сыска, которая "злым, подлым и бездельным людям подавала способ или ложными затеями протягивать вдаль заслуженные ими казни и наказания, или же злостнейшими клеветами обносить своих начальников и неприятелей".

Далее объявлялось, что "Тайная розыскных дел канцелярия уничтожается отныне навсегда", а "ненавистное изражение, а именно "слово и дело", не долженствует отныне значить ничего". Но если "кто имеет действительно и по самой правде донести о умысле по первому или второму пункту" покушение на жизнь и честь государя или бунт и измена против Отечества , тот должен немедленно подавать донос в ближайшее судебное учреждение или воинскому начальнику. Доносителей надлежало "увещевать, не напрасно ли на кого затеял", упорствующих сажать на два дня под караул без еды и питья, а потом снова "спрашивать с увещанием, истинен ли донос". Выдержавшие эти испытания должны были направляться "под крепким караулом" в Сенат, Сенатскую контору или ближайшую губернскую канцелярию, где надлежало проводить следствие. Окончательные решения всем делам выносил Сенат.

Новикова, Т. Костюшко и др. Воронцов 1707-1783 - самая влиятельная фигура периода правления Петра III.

Не доверяя этой ответственной миссии никому, царь каждый раз собственноручно открывал ящик и забирал пришедшую корреспонденцию. Правда, в конечном счете Павлу I пришлось отказаться от своей затеи - в ящик стали бросать ругательные письма и памфлеты против него самого. Шпиономания сына Екатерины II доходила до крайних пределов, и Е. Комаровский впоследствии вспоминал, что как-то раз в беседе с ним Павел I сказал, "что все против него, г. Император, по словам А. Чарторыйского, с самого момента восшествия на престол со страхом предчувствовал грядущий дворцовый переворот. Предчувствия не обманули Павла, и невзирая на все меры предосторожности переворот все-таки произошел. По иронии судьбы именно военный губернатор столицы П. Пален, пользовавшийся доверием императора, в том числе и в делах политического розыска, и стал одним из организаторов заговора. После убийства своего отца в ночь в 11 на 12 марта 1801 г. Если Павел I ненавидел свою мать Екатерину II, то и Александр I, в свою очередь, сильно недолюбливал отца и, напротив, обожал свою державную бабку. Стремясь успокоить дворянство, взбудораженное суровостями Павла, новый царь громогласно пообещал править "по законам и сердцу бабки нашей Екатерины Великой". Подобно тому как в начале своего правления императрица подтвердила решение своего мужа о ликвидации Канцелярии тайных розыскных дел, так и одним из первых шагов ее внука стало уничтожение Тайной экспедиции. Объявляющий об этом манифест от 2 апреля 1801 г. Но как с одной стороны, впоследствии времени открылось, что личные правила, по самому своему существу перемене подлежащие, не могли положить надежного оплота злоупотреблению, и потребна была сила закона, чтобы присвоить положениям сим надлежащую непоколебимость, а с другой, - рассуждая, что в благоустроенном государстве все преступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона, Мы признали за благо не только название, но и само действие Тайной экспедиции навсегда упразднить и уничтожить, повелевая все дела, в оной бывшие, отдать в Государственный архив к вечному забвению: на будущее же время ведать их в 1-ми 5-м департаментах Сената и во всех присутственных местах, где ведаются дела уголовные"33. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от Петра III и Екатерины II, ограничившихся лишь сменой вывесок в демагогических целях, Александр I действительно уничтожил в тот момент политический сыск как централизованную структуру. Следующим шагом молодого царя-либерала было полное и безусловное запрещение пытки. В посвященном этому указе от 27 сентября 1801 г. Чтобы нигде ни под каким видом ни в вышних, ни в нижних правительствах и судах никто не дерзал ни делать, ни допущать, ни исполнять никаких истязаний под страхом неминуемого и строгого наказания... Зловещая пыточная канцелярия наконец прекратила свое существование не только на словах, но и на деле. Однако вскоре Александр I и его ближайшее окружение поняли, что без какого-то органа государственной безопасности власть существовать не может. Основная угроза на этот раз исходила не столько изнутри страны, сколько извне - вставший во главе Франции Наполеон явно рвался к мировому господству. После сокрушительного разгрома Австрии и Пруссии на пути к нему у великого завоевателя оставалось только два препятствия - Англия и Россия. Французская разведка в тот период являлась одной из лучших в мире и проявляла большой интерес к действительным или потенциальным противникам своего императора. В отечественных документах 1810-1812 гг. Несмотря на все попытки противодействия их деятельности так, например, уже перед самым началом Отечественной войны 1812 г. Барклая де Толли через Д. Савана сумела подбросить французам дезинформацию о своих планах ведения боевых действий , далеко не все усилия наполеоновской разведки оказались тщетными. Француз Домберг, участвовавший в походе на столицу России, позднее вспоминал: "Москва, несмотря на громадное протяжение и обезлюдение, царствовавшие в ней, не представляла для французов никакого затруднения относительно распознавания местности, что обыкновенно случается в незнакомом городе. Самые положительные сведения, мельчайшие топографические подробности, доставлены были еще до начала войны нашим консулом Дорфланом. Он находился тут же при армии, так что указания его переходили ко всем, начиная с офицеров и до последнего солдата"35. Первоначально Александр I попытался решить проблему государственной безопасности без создания единого специализированного органа. На созданное 8 сентября 1802 г. Министерство внутренних дел были возложены многочисленные функции внутреннего управления страной, и среди них "попечение о повсеместном благосостоянии народа, о спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи". Одновременно на строгих конспиративных началах при петербургском военном губернаторе стала действовать Тайная полицейская экспедиция. Секретная инструкция так определяла круг ее обязанностей: "Тайная полицейская экспедиция обнимает все предметы, деяния и речи, клонящиеся к разрушению самодержавной власти и безопасности правления, как-то: словесные и письменные возмущения, заговоры, дерзкие или возжигательные речи, измены, тайные скопища толкователей законов, учреждениев, как мер, принимаемых правительством, разглашателей новостей важных, как предосудительных правительству и управляющим, осмеяний, пасквилесочинителей, вообще все то, что относиться может до государя лично, как правление его. Тайная полицейская экспедиция должна ведать о всех приезжих иностранных людях, где они жительствуют, их связи, дела, сообщества, образ жизни, и бдение иметь о поведении оных"36. Однако обе структуры работали явно неэффективно, и, отправляясь в 1805г. Ко-маровскому: "Я поручаю столицу Вязмитинову, а тебя назначаю к нему в помощники; сверх того, я желаю, чтобы учреждена была секретная полиция, которой мы еще не имеем и которая необходима в теперешних обстоятельствах. Для составления правил оной назначен будет комитет из князя Лопухина, графа Кочубея и тебя... В его состав вошли министр внутренних дел В. Кочубей, министр юстиции П. Лопухин и военный министр, являющийся одновременно военным губернатором Петербурга С. Вязмитинов Е. Комаровский к работе в этом органе, несмотря на разговор с императором, так и не был привлечен. В составленной Н. Новосильцевым инструкции определялись две функции этого межведомственного совещания: "а сохранение общественного спокойствия и тишины; б отвращение недостатков продовольствия и жизненных припасов в столице". Для достижения этих целей Комитет высшей полиции должен был "немедленно и исправно" получать информацию от столичного обер-полицмейстера о подозрительных лицах, приезжих, слухах, скопищах и собраниях, о состоянии продовольствия , министра внутренних дел о слухах, поступающих из губерний через местных начальников , директора почт о подозрительной переписке , а затем доводить ее до сведения Комитета министров и самого императора. Не только деятельность, но и само существование этого органа окружалось завесой абсолютной секретности. Девятый пункт составленного для него наставления гласил: "Само собою разумеется, что существование сего Комитета, равно и советывания оного по вышеуказанным предметам и сношения с полицией и дирекцией почт должны сохраняемы быть в совершенной тайне, дабы не возродить в обществе напрасного опасения, что предстоит какое зло и через то нарушить его спокойствие. А по сему для письмоводства по делам, в Комитете производящимся, не назначать особых чиновников, а исправлять оное в департаменте министра внутренних дел". По мнению большинства исследователей, не обнаруживших в архивах никаких следов его деятельности, Комитет высшей полиции так и не приступил к своей деятельности, однако пункт 11 наставления прямо предусматривал отсутствие подобных следов: "Все предписания, которые Комитет за нужное признает сделать, даются от лица того министра, до которого оное касаться будет по вверенным управлению их делам"38. Тем не менее и этот опыт был признан неудачным, и по предложению Н. Новосильцева, одного из ближайших друзей царя, 13 января 1807 г. Когда у Вязмитинова после выхода этого указа возник закономерный вопрос: что же делать с Комитетом 1805 г. Весьма показательно появление в составе Комитета общей безопасности А. Макарова - ученика и преемника С. Шешковского на посту фактического руководителя Тайной экспедиции при Сенате. Тем самым устанавливалась определенная преемственность между прежним и новым органом политического сыска. Помимо указанных выше лиц в работе Комитета 1807 г. Салтыков, министр полиции А. Балашов и с 1814 г. Интересно, что Н. Итак, новый орган госбезопасности Российской империи создавался не только для противодействия французскому шпионажу, но и для борьбы с масонскими тайными обществами - иллюминатами и мартинистами. В принадлежности к иллюминатам подозревали автора проекта крупномасштабных реформ М. Сперанского, бывшего одно время одним из наиболее близких советников Александра I. Входивший в состав Комитета 1807 г. Балашов вместе со своим помощником Я. Однако торжество представителей Комитета общей безопасности было временным - через некоторое время оба инициатора отставки Сперанского были сначала фактически, а затем и формально отстранены от власти, а сам реформатор возвращен из ссылки. Опубликованный для общего ознакомления царский указ от 13 января 1807 г. При открытии дел по важным преступлениям местные власти должны были немедленно через петербургскую полицию и военного губернатора передавать их в Комитет общей безопасности, который, согласно с обстоятельствами, предпишет им порядок следствия и будет наблюдать за его ходом вплоть до окончания. Результаты расследования губернское начальство передавало затем на ревизию в Комитет. Министрам следовало информировать этот орган о том, кого они хотят высылать за пределы страны, а кого задержать. Все государственные учреждения и должностные лица обязаны были быстро предоставлять Комитету все необходимые сведения и выполнять его предписания. Секретная же инструкция, составленная Новосильцевым для этого органа госбезопасности, требовала "предусматривать все то, что могут произвести враги государства, принимать сообразные меры к открытию лиц, посредством коих могут они завести внутри государства вредные связи, и отвращать или искоренять благовременно такое зло"42. Каналы информации были те же самые, что и предусматривались для Комитета 1805 г. Местные власти с готовностью воспользовались возможностью освободиться от политических и даже некоторых уголовных дел, которые стали в достаточно большом количестве поступать в Комитет общей безопасности. В докладе от 19 февраля 1807 г. Штат Особенной канцелярии Комитета 13 января 1807 г. Как отмечают исследователи, с образованием канцелярии Комитет окончательно оформился как центральный следственно-судебный орган по политическим делам империи. Отныне местные администрации и полиция проводили лишь полицейское дознание или краткое следствие дел, поступавшее затем для более глубокого расследования в Комитет общей безопасности, решения которого утверждались лично царем. Анализ рассмотренных этим органом дел показывает, что большинство из них тем или иным образом было связано с организацией и осуществлением наблюдения за лицами, подозревавшимися в работе на французскую разведку или состоящими в масонских ложах, за распространителями слухов и пасквилей. Основная работа по организации сыска легла на плечи обер-полицмейстера, будущего министра полиции А. Балашова, который представил на утверждение императору "Примерное положение полицейской экспедиции", где конкретно определялись штат, жалованье, "необходимые свойства" служащих и их должности. Будущие сотрудники должны были "слышать, выведывать, проникать в образ мыслей всех и каждого". Хотя Комитет общей безопасности просуществовал до 17 января 1829 г. Так, если с 1807 по 1810 гг. Соответственно с этим, если в первые четыре года существования Комитета в него поступило 94 дела, из которых он рассмотрел 57, то за последующие девятнадцать лет в него поступило 57 дел, из которых было рассмотрено 36. Столь резкое падение активности деятельности Комитета общей безопасности объясняется тем, что в 1810 г. Александром 1 было образовано Министерство полиции, повлекшее за собой существенное перераспределение полномочий. Инициатором создания нового министерства был М. Хотя Комитет 1807 г. Допустить к сему делу людей разного состояния и различных наций, но сколько возможно благонадежнейших, обязывая их при вступлении в должность строжайшими, значимость гражданской и духовной присяги имеющими реверсами о беспристрастном донесении самой истины и охранения в высочайшей степени тайны... Они должны будут, одеваясь по приличию и надобностям, находиться во всех стечениях народных между крестьян и господских слуг; в питейных и кофейных домах, трактирах, клубах, на рынках, на горах, на гуляньях, на карточных играх, где и сами играть могут, также между читающими газеты - словом, везде, где примечания делать, поступки видеть, слушать, выведывать и в образ мыслей проникать возможно"43. Стремление создавать дублирующие и в силу этого неизбежно конкурирующие друг с другом структуры политического сыска было чрезвычайно характерно для Александра I, этого "настоящего византийца", как отозвался о русском царе имевший с ним дело Наполеон. Характеризовавший главу Российской империи Жозеф де Местр подчеркивал, что "основное его правило состояло в том, чтобы каждому из своих помощников уделять лишь ограниченную долю доверия". Результаты подобной византийской политики в области политического сыска довольно быстро привели к достаточно абсурдному положению дел, описанному генерал-лейтенантом А. Михайловским-Данилевским: "В Петербурге была тайная полиция: одна в Министерстве внутренних дел, другая у военного генерал-губернатора, а третья у графа Аракчеева. В армиях было шпионство тоже очень велико: говорят, что примечали за нами, генералами, что знали, чем мы занимаемся, играем ли в карты, и тому подобный вздор"44. Бестолковая организация сыска умножалась при этом на крайне низкое профессиональное качество занимавшихся им агентов, по поводу которой со знанием дела впоследствии писал декабрист Г. Батеньков: "Разнородные полиции были крайне деятельны, но агенты их вовсе не понимали, что надо разуметь под словами карбонарии и либералы, и не могли понимать разговора людей образованных. Они занимались преимущественно только сплетнями, собирали и тащили всякую дрянь, разорванные и замаранные бумажки, их доносы обрабатывали, как приходило в голову"45. Неудивительно, что при подобном положении дел Александр I так и не получил той секретной полиции, о которой он мечтал. Опасаясь чрезмерного, по его мнению, сосредоточения власти в каком-либо одном органе, император с подачи М. Сперанского в 1810 г. При этом Комитет общей безопасности и обе столичных "сокровенных полиции" не были упразднены, а взаимоотношения этих четырех органов политического сыска друг с другом так никогда и не были определены. При создании этой структуры М.

Так, когда в 1745 году лейб-компанец Базанов объявил за собой «слово и дело», то Ушаков не осмелился в «определении» даже предложить проект приговора, заявив, что «в Тайной канцелярии решения о нем, Базанове, учинить без высочайшего ее императорского величества соизволения не можно». Голицына 1737 , князей Долгоруковых 1739 , А. Волынского 1740. В следующий раз политический сыск попытался реорганизовать Петр III 1761—1762. О его активном вмешательстве в дела учреждения говорить не приходится: в начале его царствования количество и объем докладов императору тогдашнего главы канцелярии П. Шувалова сильно сократились, а 21 февраля 1762 года государь упразднил Тайную канцелярию. В манифесте о ее ликвидации говорилось, что Петр I учредил ее из-за «неисправленных в народе нравов»; однако они уже явно изменились к лучшему, и «с того времени от часу меньше становилось надобности в помянутых дел канцеляриях; но как Тайная розыскных дел канцелярия всегда оставалась в своей силе, то злым, подлым и бездельным людям подавался способ, или ложными затеями протягивать вдаль заслуженные ими казни и наказания, или же злостнейшими клеветами обносить своих начальников или неприятелей». Вместе с ликвидацией Тайной канцелярии отменялась и зловещая формула: «Ненавистное изражение, а именно: слово и дело не долженствует отныне значить ничего; и мы запрещаем не употреблять оного никому; а естли кто отныне оное употребит в пьянстве или в драке, или избегая побоев и наказания, таковых тотчас наказывать так, как от полиции наказываются озорники и безчинники». Правда, сам император еще 7 февраля повелел «учредить при Сенате особую экспедицию на таком же основании, как было при государе императоре Петре Втором». Манифест о ликвидации Тайной канцелярии не отменял дел «по первым двум пунктам», о которых по-прежнему, то есть письменно и устно «со всяким благочинием» полагалось доносить «в ближайшее судебное место, или к воинскому командиру», или в «резиденции» доверенным лицам императора Д. Волкову и А. Теперь только не разрешалось принимать свидетельств от колодников и арестовывать оговоренных без «письменных доказательств». Разбираться с доносами должны были те же люди, что и раньше: уже через неделю после выхода манифеста сенаторы распорядились перевести штатных сотрудников Тайной канцелярии в прежнем составе и с тем же жалованьем на новое место службы — в Тайную экспедицию; возглавлял их назначенный сенатским секретарем асессор С. А временная дезорганизация карательного ведомства не позволила заранее выявить участников заговора и способствовала распространению порочивших императора слухов, которые теперь некому было пресекать. В итоге 28 июня 1762 года был успешно осуществлен дворцовый переворот, в результате чего император потерял трон, а затем и жизнь. Екатерина II 1762—1796 , подтвердив указ о ликвидации Тайной канцелярии, другим актом от 19 октября 1762 года утвердила Тайную экспедицию при Сенате. После того как в следующем году была осуществлена реформа Сената, Тайная экспедиция специальным указом была подчинена Первому департаменту и ею стал руководить непосредственно генерал-прокурор. Тайная экспедиция сохранила при этом свое исключительное положение в системе государственной власти — монополию на расследование преступлений «по первым двум пунктам», с подчинением ее юрисдикции лиц всех сословий и всех учреждений. Только теперь право предварительного следствия по политическим преступлениям получили местные органы власти; по установлении факта преступного деяния обвиняемый передавался в Сенат, который продолжал расследование и решал судьбу преступника — это позволило несколько разгрузить столичных чиновников от рассмотрения пустяковых дел. В остальном работа органов политического сыска осталась прежней: на протяжении 34-летнего царствования Екатерины II и короткого правления Павла I 1796—1801 Тайная экспедиция производила следствие и суд по обвинениям в «непристойных словах» в адрес членов императорской фамилии или других высокопоставленных особ, осуждении правительственной политики, «богохульстве», «вольнодумстве» и «волшебстве», подделке документов и ассигнаций; наказывала за ложные доносы, распространение слухов о дворцовых переворотах; преследовала самозванцев, раскольников и первых русских масонов; боролась с иностранными шпионами; осуществляла надзор за подозрительными лицами. История многоликой Тайной канцелярии в этой книге мы так и будем ее называть при изложении событий 1718—1762 годов и Тайной экспедиции Сената завершилась по высочайшему указу императора Александра I от 2 апреля 1801 года. С этого момента дела, «важность первых двух пунктов заключающие», должны были рассматриваться местными судебными учреждениями «на тех же самых правилах, каковые и во всех уголовных преступлениях наблюдаются». Для лиц «простого звания» эти судебные решения утверждали губернаторы, а судьбу дворян окончательно решал Сенат. В 1810 году в России создается уже Министерство полиции, чья «особенная канцелярия» как раз и ведала пресечением государственных преступлений. Эксперименты завершились в правление Николая I появлением знаменитого Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии — но его история является темой для отдельного рассказа. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес.

Тайная канцелярия: из-за кого была создана «русская инквизиция»

Петру III довелось царствовать всего 186 дней. Это краткое правление ознаменовалось рядом важных законов. Пётр учредил в 1718 году и Тайную канцелярию, она просуществовала до 1726 года. Тайная канцелярия была создана в Петербурге для расследования дела царевича Алексея Петровича и выполняла те же функции, что и Преображенский приказ. К числу важнейших дел Петра III относятся упразднение Тайной канцелярии, поощрение торгово-промышленной деятельности путём создания Государственного банка и выпуска ассигнаций, принятие указа о свободе внешней торговли. Пётр III – при рождении получил имя Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский. Родился 21.02.1728 г. Его матерью была дочь Петра Великого — Анна, отцом – герцог Гольштейн-Готторпский. Тайной Розыскных дел Канцелярии быть не имеет, и оная совсем уничтожается, а дела, если бы иногда такие случились, кои до сей Канцелярии принадлежали бы, смотря по важности, рассматриваемы и решены будут в Сенате.

МУЗЕЙ ПРАВА

После свержения Петра III и воцарения Екатерины II в этом же 1762 г. была основана Тайная экспедиция при Сенате. Она пришла на смену Тайной канцелярии. Итак, Тайная канцелярия была основана Петром Первым в 1718 году, сначала она действовала параллельно с выполнявшим тем же функции Преображенским приказом, созданным еще в 1686-м, и так же управлялась непосредственно государем. Родился российский император Пётр III | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина. ИнтернетУже Екатерина ii, взойдя на престол в результате дворцового переворота, подтвердила указ о ликвидации Тайной канцелярии, но другим актом тут же. Таковы были при Петре Великом и Екатерине I Преображенский приказ и Тайная канцелярия, слившиеся потом в одно учреждение; при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне — Канцелярия тайных розыскных дел; в конце царствования Екатерины II и при Павле I — Тайная экспедиция.

Как работала тайная полиция при Николае I

Все становится ясно, если обратиться к указу Петра III от 16 февраля 1762 года, которым вместо Тайной канцелярии учреждалась особая экспедиция при Сенате, куда перевели всех служащих Тайной канцелярии во главе с С. И. Шешковским. 6 марта 1762 года российский император Пётр III издал манифест о роспуске Канцелярии тайных и розыскных дел (Тайной канцелярии). Современникам тогда на. Манифест Петра III, закрепивший право дворян не служить государству, произвел переворот в их жизни. Из служилого сословия дворянство превратилось в свободное привилегированное сословие.

Значение упразднения Тайной канцелярии Петром 3 ?

Двадцать девятого января 1762 года А. Глебов объявил Сенату повеление Петра III о запрещении притеснять раскольников: "чтобы им в отправлении своих обрядов по их обыкновению и старопечатным книгам ни от кого возбранения не было". В императорской резолюции подчеркивалось, что "внутри Всероссийской империи и иноверные, яко магометане и идолопоклонники, состоят, а те раскольники - христиане, точию в едином застарелом суеверии и упрямстве состоят, что отвращать должно не принуждением и огорчением их, от которого они, бегая за границу, в том же состоянии множественным числом проживают бесполезно". Вслед за тем Сенат издал указ "разведать, нет ли где раскольнических для сожжения своего сборищ", и в случае их обнаружения "немедленно посылать туда достойных людей" для удержания самосожженцев "от такого пагубного намерения". При этом раскольникам следовало объяснять, что они не будут больше подвергаться притеснениям и преследованиям. Манифестом от 28 февраля старообрядцам и другим представителям социальных низов, бежавшим за границу, разрешалось возвращаться в Россию до 1 января 1763 года "без всякой боязни или страха". Не менее решительно Петр III и его советники разобрались с затянувшимся вопросом об имениях духовенства и предоставлении доходов с них государству.

Постановление Елизаветы Петровны от 30 сентября 1757 года о передаче монастырских деревень под управление отставных офицеров встретило резкое сопротивление Синода, вступившего в пререкания с Конференцией при высочайшем дворе и Сенатом. Последний в течение трех лет провел с духовным ведомством ряд совещаний, окончившихся безрезультатно. Седьмого января 1762 года Сенат вновь постановил "иметь с Синодом общую конференцию" и настоять на том, чтобы половина денежного оброка монастырских крестьян шла в казну. Шестнадцатого февраля император подписал составленный Волковым указ о немедленном исполнении постановления Елизаветы Петровны от 30 сентября 1757 года. Инициатива тайного секретаря в данном случае не вызывает сомнений, поскольку именно он в свое время разработал текст этого решения для императрицы, оформленного в виде протокола Конференции при высочайшем дворе. Сам Волков писал по поводу указа от 16 февраля: "Дело казалось мне справедливое, и я рад был случаю воздать должную хвалу памяти покойной государыни императрицы".

Утвержденный Петром III указ Сенату действительно начинался с восхваления Елизаветы Петровны, которая, "соединяя благочестие с пользою отечества и премудро различая вкравшиеся злоупотребления и предубеждения от прямых догматов веры и истинных оснований... Церкви", сочла необходимым "монашествующих... Далее Сенату и Синоду объявлялся выговор за напрасную трату времени в совещаниях по уже решенному делу. Сенату повелевалось осуществить "вышеписанное узаконение" Елизаветы Петровны немедленно и "непременно навсегда". Указом от 16 февраля подтверждался также законодательный акт Петра I "О непострижении в монастыри без особливых именных указов". Возможно, это положение было внесено в подготовленный Волковым текст документа по личной инициативе Петра III.

Через три дня новый указ был обсужден на заседании Сената, который принял решение о восстановлении ликвидированной в 1744 году Коллегии экономии и передаче в ее ведение церковных и монастырских имений. Штелин вспоминал: "Трудится над проектом Петра Великого об отобрании монастырских поместий и о назначении особенной Экономической коллегии для управления ими... Он берет этот манифест к себе в кабинет, чтобы еще рассмотреть его и дополнить замечаниями". Духовенство пыталось напоследок получить оброк со своих крепостных, поэтому Петр III 4 апреля передал Сенату повеление о запрещении архиерейским домам и монастырям собирать деньги с принадлежавших им ранее крестьян. Основной целью секуляризационной реформы являлась передача государству доходов духовных феодалов, но ее значение этим не исчерпывалось. Тысячи монастырских крестьян были переведены на положение государственных, то есть неподвластных конкретным собственникам и лично свободных.

При рассмотрении законодательства Петра III бросается в глаза, что вышеназванные указы при всем их обилии и многообразии были приняты в течение первых трех месяцев его полугодичного царствования. Оно четко делится пополам с рубежом в начале апреля 1762 года. С этого времени и до середины мая Петр III принимал лишь акты частного характера, в большинстве малозначительные. Это можно объяснить тем, что император переключился на внешнеполитические дела, но допустима иная интерпретация. Вероятно, к середине своего правления внук Петра Великого несколько растратил реформаторский пыл и ощутил тяжесть самодержавной власти. Доказательством может служить создание особого государственного органа наподобие Конференции при высочайшем дворе, которая в свое время являлась верной опорой Елизавете Петровне.

Восемнадцатого мая Петр III подписал указ о создании Совета при дворе, призванного заменить императора на время его поездки в Пруссию, а затем на войну с Данией. Но он еще никуда не успел уехать, как новое учреждение начало прибирать власть в свои руки. В состав Совета вошли генерал-фельдмаршалы Г. Голштейн-Готторпский и П. Голштейн-Бек, канцлер М. Воронцов, президент Военной коллегии Н.

Трубецкой, возвращенный из ссылки генерал-фельдмаршал Б. Миних, генерал-фельдцейхмейстер А. Вильбуа, генерал-поручики А. Мельгунов и М. Волконский, а также Д. Волков, который, оставаясь в должности тайного секретаря, был 9 марта произведен в действительные статские советники и назначен членом Коллегии иностранных дел.

Первоприсутствующими членами Совета считались голштейнские принцы, но его фактическим руководителем стал Волков. Немецкий ученый А. Бюшинг, живший тогда в Петербурге, отмечал, что в Совете этот деятель "управлял умами всех членов и делал, что хотел". Миних, знавший учреждение изнутри, также утверждал, что тайный секретарь "стоял выше всех членов Комиссии Совета. Практически все протоколы, указы и другие документы Совета написаны или отредактированы Волковым. Новое учреждение получило чрезвычайно высокие полномочия.

Петр III установил: "Исходящие из сего места указы будем Мы подписывать Нашею рукою, но о делах меньшей важности будут и они члены Совета. Но отличить акты "меньшей важности" от более значительных не всегда просто, поэтому данную формулировку можно считать средством обмана или самообмана императора, который, по-видимому, был рад переложить на советников часть груза своей власти. В прежние времена правом подписи под указами от имени монархов официально располагали Верховный тайный совет и Кабинет министров, действовавшие при таких правителях, которые не слишком переоценивали свои способности и значение. Елизавета Петровна, чрезвычайно щепетильная в вопросах власти, официально разрешила членам Конференции подписывать только императорские акты распорядительного характера - рескрипты. В отличие от своей тетушки, Петр III фактически отказался от претензий на величие самодержца. Объективно это решение было правильным, поскольку в сложившейся к тому времени крайне неблагоприятной для режима Петра III обстановке коллегиальный орган власти мог попытаться скорректировать государственную политику и предотвратить переворот.

В то же время нельзя говорить о полной самоустраненности императора от дел, поскольку его участие в работе Совета прослеживается документально. В протоколе первого заседания нового органа отмечено: "Слушана кроткая идея его императорского величества о ближайшем способе [получения] потребных на войну денег". Речь шла о первом в истории России выпуске бумажных ассигнаций. Это решение с такой легкостью могло быть принято только Петром III, который редко задумывался о последствиях предпринимаемых им шагов. Несколькими годами ранее инициатор создания первых российских банков П. Шувалов отвергал возможность введения "банковых билетов" из опасений, что "бумажки вместо денег народу не только дики покажутся, но и совсем кредит повредится".

Совет постановил учредить новый Государственный банк с капиталом пять миллионов рублей бумажными деньгами, отпечатав "банковые билеты" достоинством от десяти до тысячи рублей, которые бы "в самом деле за наличную монету ходили". Выпуск медных денег решено было прекратить. Указ о создании банка был подписан Петром III 24 мая 1762 года. В протоколе Совета от 1 июня 1762 года зафиксировано распоряжение присутствующего на заседании Петра III о том, чтобы Сенат не публиковал указы без предварительного утверждения их Советом. Волков составил следующий акт: "Всевысочайше повелеваем, чтоб отныне Сенат отнюдь не издавал в публику таких указов, кои в некоторой закон или хотя в подтверждение прежних служат, не представя наперед Нам и не получа на то апробации".

Причем страдали от такой деятельности не только обычные люди, но и представители дворянства. Непопулярность Канцелярии в русском обществе была настолько велика, что Петр III ликвидировал её в 1762 году, но это было ненадолго. Уже Екатерина II , взойдя на престол в результате дворцового переворота, подтвердила указ о ликвидации Тайной канцелярии, но другим актом тут же утвердила Тайную экспедицию при Сенате. Именно при Екатерине II эта «спецслужба» достигла своего расцвета, став центральным государственным учреждением России, органом политического надзора и сыска. Императрица лично руководила особо важными расследованиями, по которым приговоры утверждала сама, в том числе по делам Е.

Пугачева , Н.

Портрет работы П. Он руководил Тайной экспедицией с 1762-1794гг. За 32 года трудовой деятельности Шешковского его личность обросла огромным количеством легенд. Шешковский в представлении народа слыл изощренным палачом, стоящим на страже закона и моральных ценностей. В дворянских кругах он имел прозвище «духовник», ибо сама Екатерина II, ревностно следящая за моральным обликом своих подданных, просила Шешковского «поговорить» с провинившимися особами в назидательных целях. Шешковский Степан Иванович. Иллюстрация из книги «Русская старина. Якобы когда приглашенный садился в него, подлокотники кресла защелкивались, а само кресло опускалось в люк в полу, так что одна голова оставалась торчать.

Далее невидимые подручные кресло снимали, освобождали гостя от одежды и секли, не зная кого. В описании сына Александра Николаевича Радищева Афанасия Шешковский и вовсе предстает садистом-маньяком: «Он действовал с отвратительным самовластием и суровостью, без малейшего снисхождения и сострадания. Шешковский сам хвалился, что знает средства вынуждать признания, а именно он начинал тем, что допрашиваемое лицо хватит палкой под самый подбородок, так что зубы затрещат, а иногда и повыскакивают.

Всем известно, что к учреждению Тайных розыскных Канцелярий, сколько разных имен им ни было, побудили Вселюбезнейшего Нашего Деда Государя, Императора Петра Великого, вечной славы достойные памяти, Монарха великодушного и человеколюбивого, тогдашних времен обстоятельства и неисправленные еще в народе нравы. С того времени от часу меньше становилось надобности в помянутых Канцеляриях; но как Тайная розыскных дел Канцелярия всегда оставалась в своей силе: то злым, подлым и бездельным людям подавался способ, или ложными затеями протягивать вдаль заслуженные ими казни и наказания, или же злостнейшими клеветами обносить своих начальников или неприятелей. Сего ради и последуя Нашему человеколюбию и милосердию, и прилагая крайнее старание, не токмо неповинных людей от напрасных арестов, а иногда и самых истязаний защитить; но паче и самым злонравным пресечь пути к произведению в действо их ненависти, мщения и клеветы, а подавать способы к их исправлению, объявили уже в Нашем Сенате во время присутствия Нашего в 7 день сего месяца, что отныне Тайной Розыскных дел Канцелярии быть не имеет, и оная совсем уничтожается, а дела, если бы иногда такие случились, кои до сей Канцелярии принадлежали бы, смотря по важности, рассматриваемы и решены будут в Сенате… 1 Вышепомянутая Тайная розыскных дел Канцелярия уничтожается отныне навсегда, а дела оной имеют быть взяты в Сенат, но за печатью к вечному забвению в Архив положатся.

Как работала тайная полиция при Николае I

Нельзя прежде всего не обратить внимания на то, что даты не сходятся: указ, данный Ушакову о ликвидации дел Тайной канцелярии, датируется 15 января, а запись сенатского указа датируется 13 января; создается впечатление, что был не один, а два разновременных указа. Манифест Петра III о ликвидации Тайной канцелярии. Был подписан 21 февраля 1762 года. Также может иметь смысл заглянуть на сайт. Собственная Его Императорского Величества канцелярия. ИнтернетКнига: Тайная канцелярия при Петре Великом. Итак, первая Тайная канцелярия была основана Петром Великим в самом начале его царствования и называлась Преображенский приказ по имени села Преображенского. Все становится ясно, если обратиться к указу Петра III от 16 февраля 1762 года, которым вместо Тайной канцелярии учреждалась особая экспедиция при Сенате, куда перевели всех служащих Тайной канцелярии во главе с С. И. Шешковским. Петру III довелось царствовать всего 186 дней. Это краткое правление ознаменовалось рядом важных законов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий