Цели выступления старообрядцев

«бунташный век». Основные выступления старообрядцев в 1660-1680 годах. Движение старообрядцев объединяло представителей разных социальных слоев. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. Отношения старообрядцев и Петра I. При Петре I уменьшились гонения на старообрядцев, так как Петр I попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев.

Соловецкое сидение (восстание)

Равноправие. Выступления старообрядцев на протяжении всего царствования Петра I. Выступление работников мануфактур. Главное отличие состоит в том, что в основе выступлений старообрядцев лежали религиозные разногласия, вызванные отрицанием нововведений и попыткой унифицировать привычные. Однако выступления старообрядцев проходили вплоть до конца столетия, уже при царе Петре I. В России 16 – 18 веков произошло немало народных восстаний.

26. Народные выступления 17 века

Старообрядцы изъ-за постоянныхъ гоненій были вынуждены „возвести себѣ и своимъ единовѣрцамъ защиту финансовую, гарантирующую опредѣлённую независимость отъ. 1676)  Участники - монахи, не принявшие церковной реформы патриарха Никона, крестьяне, посадские люди. Ответ находиться у нас! Заходи и смотри, ответил 1 человек: выступление старообрядцев: требования участников — Знания Сайт. Особенности выступлений старообрядцев, их причины и итоги, можно кратко представить в таблице, которая пригодится при подготовке к уроку истории в 8 классе. При Петре I принято несколько указов (1709, 1711, 1714), по которым старообрядцев лишили почти всех гражданских прав, ввели официальную регистрацию «раскольников».

Движение старообрядчества. Основные даты

В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. 1676) Участники - монахи, не принявшие. Выступления старообрядцев. ЦЕЛИ УРОКА: ПЛАН УРОКА: Причины народных выступлений Соляной бунт Медный бунт Восстание Степана Разина Выступления старообрядцев Хронологическая таблица «17 век. Слайд 12. Выступления старообрядцев При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности.

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

В 1800 г. На Поместном соборе Русской православной церкви 1917—1918 гг. Предсоборный совет 1917 г. Попытка «уврачевания язвы разделения» и отмены клятвы соборов 1656 и 1666—1667 гг. В 1971 г. Поместный собор Русской православной церкви окончательно снял клятвы и признал старые обряды «равночестными и равноспасительными». Русская православная церковь за границей РПЦЗ примирилась со старообрядцами через покаяние в участии в дореволюционных гонениях 2000. На архиерейском соборе Русской православной церкви октябрь 2004 «старообрядческому вопросу» был посвящён доклад «Исконная ветвь русского Православия» митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла ныне патриарх Московский. Старообрядческие согласия Как религиозное явление старообрядчество не представляет собой внутреннего единства, что обусловлено проблемами, стоявшими перед старообрядцами, и путями их осмысления. Магистральным является разделение старообрядчества на поповцев и беспоповцев — по признанию или непризнанию священства.

Вероучение беспоповцев определяет идея об уже совершившемся воцарении антихриста в основном трактуется как совокупность различных ересей , проникших в Русскую церковь и вызванном этим прекращении благодати священства и церковной иерархии, что допускает возможность совершения «нужнопотребных» таинств крещения , покаяния и причащения при определённых условиях мирянами. В основе разделения беспоповцев на согласия поморское , федосеевское , филипповское и др. Часть старообрядцев, не переживая глубоких эсхатологических ожиданий, принимала священников беглых попов из господствующей Церкви.

Прибытие в Уфу чиновников для сбора налогов и призыва на военную службу местного населения Уничтожение царских властей и всего русского населения.

Отказ выполнять требования Подавление восстания Выступление старообрядцев Раскольников запрещено избирать на общественные должности, брак по старому обряду недействителен, государственные подати в двойном размере, направление на строительство заводов, обязанность носить нелепую одежду Борьба старообрядцев с официальной церковью и государственной властью.

В 1660 году по велению Алексея Михайловича патриарх был низложен. Впоследствии он был лишен сана священника и сослан в Ферапонтов монастырь в Белозерске. Отлучение старообрядцев от церкви Но после отстранения Никона от патриаршества церковные реформы не были прекращены. В 1666 году церковным собором были утверждены новые обряды и изданы новые книги. Они вменялись в качестве образцов всей православной церкви на Руси. По решению того же собора приверженцы старой веры были отлучены от церкви и приравнены к еретикам.

Причины раскола Рассмотрим их более подробно. Способы осуществления церковных реформ были весьма жесткими. Они оттолкнули многих представителей духовенства и часть простого народа. Эти методы заключались в следующем: насильственно изымались церковные книги, иконы и другие святыни, несоответствующие греческим канонам. В дальнейшем их публично уничтожали. Резкость и непродуманность перехода к новым правилам богослужебных обрядов привела к тому, что у народа сформировалось убеждение, что им хотят навязать иную веру. Кроме того, те, кто отказывался принять нововведения, подвергались серьезным телесным наказаниям.

А это не могло прибавить симпатий к патриарху и его окружению. Приходское духовенство имело очень низкий уровень образования, а порой священники были просто безграмотны в вопросах веры и поэтому не могли доходчиво объяснить прихожанам, в чем состоит суть изменений. Неточный перевод с греческого на русский язык отдельных текстов, которые, хотя и незначительно, но все же отличались от прежних старорусских. Наибольшее возмущение верующих вызвало то, что изменился смысл молитвы «Символ веры». Прежде о Царствии Божием говорилось в настоящем времени, а теперь — в будущем. В церковной среде не было единства по вопросам проведения реформ. Поэтому и противники нововведений появились и там, они стали духовными лидерами старообрядчества.

Далее следует сказать несколько слов о лидере раскола церкви на Руси — протопопе Аввакуме. Лидер старообрядцев Церковный раскол в России неотделим от имени протопопа Аввакума Петрова, возглавлявшего движение старообрядцев. За то, что он был не согласен с реформами церкви, его сослали в Сибирь, где он пробыл долгие одиннадцать лет. Несмотря на множество перенесенных тягот и невзгод, Аввакум не был сломлен и не отказался от старой веры. По решению одного из церковных соборов его заточили в земляную тюрьму, а затем сожгли заживо. Деятельность староверов Таим образом, никоновские реформы были отвергнуты значительным числом верующих, протест которых вылился в религиозную войну. Старообрядцев подвергали гонениям, правительство преследовало их, и они искали спасения в отдаленных уголках Государства российского.

В ответ на церковную политику староверы устраивали массовые самосожжения, которые называли гарями. Историческая литература нередко характеризует церковный раскол как отправную точку массовых народных волнений, время от времени охватывавших русские земли в 17-18 веках. В действительности старообрядцы снискали мощную поддержку у простых людей, вокруг них собирались те, кто был недоволен существующими в стране порядками. Итоги раскола Кратко их можно охарактеризовать следующим образом. Церковный раскол 17 века перерос в национальную трагедию.

Перед этими благородными борцами старообрядцы должны преклоняться, а не идти с «Московскими Ведомостями» и подстрекать народ на убийство их.

Изменники те, кто довел Россию до настоящего критического положения, это — царские чиновники. Если старообрядцы, гонимые веками бюрократическим правительством, получили теперь свободу вероисповедания, возможность открыто собираться и обсуждать свои нужды, то эту свободу дало им не разлагающееся правительство, а то самое освободительное движение, ополчиться против которого призывают ныне старообрядцев Грингмут и др. Но кто может поручиться, что права, данные старообрядцам, не могут вновь быть отняты при первом удобном случае, как это было прежде? У старообрядцев нет никаких гарантий, и снова они будут порабощены, если освободительное движение не выльется в реальные формы. Мы должны выступить в качестве активных деятелей освобождения нашей родины от прежнего гнета, так как освободительное движение не достигло ещё конечных целей. Права, обещанные русским гражданам манифестом 17-го октября, не осуществлены ещё в жизни: мы ежедневно видим проявление самого грубого произвола.

В воззвании Грингмута есть одно хорошее слово: «Воспрянь русский народ»... Таково было содержание большинства речей. Но были речи и другого характера. Вызвал протест среди умеренных старообрядцев слишком резкий характер предыдущих речей, слишком радикальная, быть может, постановка вопроса, но однако ни одного голоса не раздалось в защиту воззвания, появившегося на столбцах «Московских Ведомостей». Один лишь оратор, — очевидно, старообрядческий начетчик, — явился выразителем мнений меньшинства собрания, не сочувствующего общему настроению. Мы должны, как учит святоотеческое писание и евангелие, подчиняться властям.

Если у нас плохое правительство, то мы его заслужили, — оно, значит, послано нам за грехи, и одно у нас средство борьбы с ним, это — молитва. Прощать гонителям, а не мстить должны мы. В этом смысле и надо понимать освободительное движение. Веками старообрядцы терпели гонения и молились Богу, и Бог их услышал. Свобода, которую ныне получило старообрядчество, дана не кучкой «развратных» людей слова вызывают шумный протест и свист , добивающихся какой-то истины, привезенной из-за моря. Эту свободу дало правительство, которое просветил Бог, ибо Бог управляет помыслами царей...

Эта речь вызвала долгий протест. На кафедре появляются новые ораторы, которые доказывают, что по смыслу христианского учения человек должен вмешиваться в политическую жизнь; игнорирование её ведет лишь к ослаблению веры и к дезорганизации церковного устройства. Кто своею инертностью поддерживает плохие порядки, тот идет против Христа. Каждый христианин обязан преобразовывать все политические и социальные отношения в духе высшей правды. Христос учил активной борьбе. Современное политическое движение, направленное на освобождение от произвола нашей родины, не задается целью мстить за прежнее насилие, оно стремится к правде.

Освободительное движение есть святое дело, дело Христа. Где свобода, там дух Божий. Не может быть свободы там, где существует самодержавный режим, при котором царь объявляет себя главою церкви, присваивает себе Божьи права и на этом основании распоряжается жизнью и смертью своих подданных; не может быть свободы там, где символ распятия кощунственно превращен в меч, призывающий к братоубийственной войне. Если признать принцип подчинения существующим властям, то выйдет, что первыми революционерами всегда были старообрядцы, которые в течение 250-ти лет не подчинялись незаконным требованиям Императорского правительства. Наконец, каким властям сейчас подчиняться: правительственной власти теперь в сущности нет, мы чувствуем лишь власть народа. К правительству, как неоднократно мы видели, бесполезно обращаться с жалобами; мы должны лишь апеллировать к обществу и народу.

Власти народа мы и будем подчиняться, а не той власти, которая нас угнетала в течение веков, а теперь угнетает все русское общество. Таким образом, принцип, — «повинуйтесь предержащим властям», — сохранится. Самодержавную власть наши предки признавали лишь в смысле национальной независимости... Собрание всецело присоединяется к современному освободительному движению, которое должно повести нашу родину по пути свободы и благоденствия». Резолюция была покрыта шумными одобрениями, но в виду заявленных протестов со стороны некоторой наиболее консервативной части старообрядцев, присутствовавших на собрании, заявившей, что под понятием «освободительного движения» можно подразумевать и работу крайних террористических партий, действующих насилием, и что к такому освободительному движению нельзя присоединяться, резолюция была несколько видоизменена в смысле более мягкой формулировки. Собрание выражает горячее пожелание, чтобы Государственная Дума была созвана в скорейшем времени для проведения в жизнь начал, возвещенных манифестом 17-го октября».

Старообрядческий съезд Приведенный выше отчет о созванном по частной инициативе собрании московских старообрядцев, на котором присутствовало неcколько сот представителей различных фракций, несомненно до известной степени дает представление о настроении московского старообрядчества. Здесь определенно наметились три течения: одно, рассматривающее политические вопросы с узко-сектантской точки зрения, клонилось к тому, чтобы устранить старообрядцев, как представителей известной религиозной общины от активного участия в освободительном движении, другое умеренно-прогрессивное и третье, которому можно дать общее название революционного. Но знаменательно то, что в среде, которую в широких слоях общества принято считать наиболее консервативной, не раздалось ни одного голоса в защиту старого порядка. Происходивший затем вскоре чрезвычайный всероссийский съезд старообрядцев австрийского согласия в Москве дал новый богатый материал для суждения о политических симпатиях большинства старообрядческого общества. Материал тем более ценный, что он исходил уже от уполномоченных всего старообрядчества. На съезде присутствовали и представители беспоповцев.

Еще 11-го декабря совет съезда, приветствуя акт 17-го октября, долженствующий, по его мнению, обновить русскую жизнь, обратился ко всем старообрядцам с воззванием, в котором доказывал, что умиротворение России может быть достигнуто лишь немедленным созывом Государственной Думы с законодательным голосом представителей народа, правильно избранных от всего населения России. Съезд выработал также избирательную платформу для старообрядцев. Напомним основные положения этой программы. Старообрядцы «ни в коем случае не станут голосовать за тех кандидатов в Государственную Думу, которые хотят возврата к прежнему приказному строю, причинившему столько зла всему русскому народу», не будут они голосовать и за представителей крайних партий, так как считают, что благо России не может быть куплено ценою кровавой борьбы. Старообрядцы всецело должны поддерживать на выборах в Государственную Думу только тех граждан, которые будут в Государственной Думе поддерживать: 1 единство России; 2 сохранение в государстве царской власти, опирающейся на решения народных представителей в лице Государственной Думы. Думе должна принадлежать законодательная власть.

Избрана она должна быть от всего народа, т. Старообрядцы примиряются с изданными ныне правилами о выборах потому, что дальнейшее развитие избирательного права будет всецело зависеть от усмотрения самой Думы. Они будут добиваться отмены всех сословных преимуществ и установления в государстве такого правопорядка, при котором каждый найдет законную защиту от произвола: они стоят за свободу слова, печати, совести, собраний и союзов. Они стоят за демократическое местное самоуправление; находят, что в первой уже очереди своих работ Государственная Дума должна наделить крестьян землей при помощи государства и при условии вознаграждения по справедливой оценке частных собственников за те земли, которые подлежат передаче крестьянам; вопрос фабричного и рабочего быта Государственная Дума должна решить сообразно справедливым желаниям рабочих и применительно к тем порядкам, которые уже существуют в благоустроенных государствах с развитой промышленной жизнью. Чтобы дать справедливую оценку постановлениям съезда, будем иметь в виду, что по постановлению совета никто из «посторонних», т. Хотя во время заседаний съезда широко раздавались воззвания союза 17-го октября и некоторые из наиболее видных представителей старообрядческой общины принадлежат к этой партии, съезд однако выработал свою программу, но всегда совпадающую с программами умеренно-прогрессивных партий.

Его платформа носит своеобразный характер и занимает среднее положение между платформой партии 17-го октября и конституционно-демократической. И обе партии найдут себе здесь богатую жатву. Идеи мирной эволюции наиболее близки старообрядцам. Давая отзыв о происходившем съезде старообрядцев, «Московские Ведомости» поспешили констатировать, что «либеральствующие устроители» съезда «потерпели тяжелое поражение».

Основные события выступления старообрядцев

Мы, Петр Первый, император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая. Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был наш сын Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию божиею ко всему нашему отечеству пресеклось; а сие не для чего иного у него взрослого, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей не добрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по рассуждению умных родителей бывали отмены: Почему Петр издал указ, изменяющий порядок престолонаследия? Как отныне должен был решаться вопрос о наследнике? Итоги народных выступлений: Единственное средство выразить протест власти. Отсрочена отмена казачьей автономии. Власть вынуждена проявить гибкость в отношении розыска беглых крестьян, так же перестала увеличивать налоги. Пришлось считаться с национальными традициями малых народов.

С 1723 г. Никитин «Пётр I на смертном одре» В последние годы царствования Пётр сильно болел. Летом 1724 года его болезнь усилилась, в сентябре он почувствовал себя легче, но через некоторое время приступы усилились.

Реформа Никона и раскол русской православной церкви. Реформы церкви в 17 веке в России. Раскол православной церкви в 17. Восстание старообрядцев. Выступление старообрядцев последствия. Бунт старообрядцев. Выступление участников.

Ход выступления старообрядцев. Участники выступления старообрядцев таблица. Реформы русской церкви XVII века.. Патриарх Никон и раскол в русской православной церкви. Раскол церкви 1650. Таблица по истории соляной бунт медный бунт восстание Степана Разина. Народное движение в 17 веке таблица 7 класс восстание Степана Разина. Восстания 17 века таблица соляной бунт. Социальные и национальные движения при Петре 1 таблица по истории 8. Таблица по истории социальные и национальные движения.

Социальные и национальные движения таблица 8 класс история России. Выступления старообрядцев при Петре 1 кратко. Игнатий Волохов Соловецкое восстание. Соловецкое сидение 1668-1676. Соловецкий монастырь восстание старообрядцев. Восстание под предводительством Василия Уса. Восстание под предводительством Уса таблица. Восстание под предводительством Василия Уса участники. Характер Восстания под предводительством Разина. Причины народных восстаний 17 века.

Народные Восстания 17 века таблица Бунташный век. Бунташный век старообрядчество. Причины народных выступлений в 17 веке. Формы протеста населения в XVII веке. Формы социального протеста. Формы социального протеста в 17 веке. Перечислите формы социального протеста крестьян. Раскол церкви на Руси 17 век таблица. Церковный раскол 17 века таблица. Церковный раскол 17 века основные даты.

Старообрядцы церковные реформы раскол. Церковная реформа Никона старообрядцы. Старообрядцы реформа Никона. Реформа Патриарха Никона. Церковный раскол. Башкирское восстание 1705-1711 таблица. Итоги башкирского Восстания 1705-1711. Причины Восстания 1705-1711. Участники башкирского Восстания 1705-1711. Формы социального протеста таблица.

Формы массовых протестов. Формы организационного протеста.

Эту эволюцию в кратких чертах мы и постараемся здесь наметить, не касаясь той роли, которую сыграли социально-экономические факторы в появлении раскола и в его вековой оппозиции господствующему политическому режиму на почве религиозного протеста. С самых первых дней своего существования старообрядчество раскололось на несколько фракций. И судьба каждой из этих фракций различна. Только правительственные гонения создавали почву для объединения, благоприятную атмосферу для того, чтобы старообрядцы всех согласий и толков, терпящие одни и те же преследования, чувствовали себя как бы одним целым, как бы духовными преемниками первых борцов-расколоучителей. Та масса старообрядцев, которая, отвергнув существующий церковный строй, не решилась на крайний вывод, — отвергнуть священство вообще — должна была идти на компромисс со своей совестью, признать государственную власть, и эти компромиссы заставили ее вращаться в заколдованном круге старых идей. При таких условиях невозможен был какой-либо прогресс.

Такова была судьба поповцев. В этой среде скоро исчезли и последние намеки на социально-политическую оппозицию; эти люди замерли в своей патриархальной оболочке представителей Московского государства XVII века. Только в области религии они сумели сохранить во всей чистоте свои взгляды и здесь остаться в оппозиционном лагере, не желая подчиниться государственной церкви и признать совершившуюся переписку Божьего царства на государево имя. Другая часть старообрядческой массы, сделав неизбежный логический вывод и отвергнув священство и царство, разбилась в свою очередь на несколько течений. Беспоповцы не скованные в своих мыслях святыней церковного авторитета и церковной организации, предписывающих религиозные догматы как ненарушимые истины, разбились на бесчисленное множество фракций. И каждая из этих фракций в свою очередь пережила самые разнообразные эволюции. В беспоповщине живая мысль не угасала, — здесь была свобода творчества. С первых же пор люди, свободные от церковного авторитета, должны были самостоятельно создать себе новые формы вероучения.

И, конечно, народная мысль, не привыкшая к самостоятельному творчеству, предоставленная в своем развитии только самой себе, часто шла по ложному пути и выливалась в уродливую форму религиозного фанатизма Политическая мысль здесь отсутствовала или, вернее, замерла на долге годы, как замерла она во всем русском народе; о непоколебимую твердыню культурной закорузлости должны были неизбежно разбиваться все прогрессивные течения. Но далеко не вся масса беспоповцев пошла по такому пути. Народная мысль выбиралась и на светлую дорогу. Эволюция в целом ряде беспоповских толков состояла в рационализации вероучения, они выделили из себя рационалистические секты с определенно выраженной социально-политической стороной. И это движение охватывает ныне все более и более широкие слои, захватывает, как это ни странно на первый взгляд, наиболее фанатичные и невежественные, казалось бы, толки. Дух времени отразился и на поповцах, — они стали выходить из своего состояния вечного покоя. Непосредственно соприкасаясь с правительственной политикой преследования, старообрядцы не могли в конце концов оставаться безучастными зрителями хода общественной жизни. Эта жизнь непосредственно затрагивала их интересы, и в сомкнутый круг старообрядчества стали проникать новые веяния.

Эти новые веяния среди старообрядческой интеллигенции можно характеризовать словом, пущенным в обиход П. Боборыкиным, — обмирщение: руководители старообрядчества соприкоснулись с европейской цивилизацией. Параллельно этой европеизации в среде старообрядчества шла другая внутренняя работа, выразившаяся в пробуждении религиозного самосознания. Этот перелом в старообрядческой сфере вызван был, конечно, общим переломом в русской жизни за последние годы. Прогрессивные начинания в старообрядческой среде проявились прежде всего в оживлении старообрядческой прессы. Вынужденные печатать в России свои произведения в тайных типографиях, старообрядцы перенесли свою печатную деятельность за границу и основали в Пруссии, Австрии и Румынии ряд старообрядческих типографий. Отсюда книги и другие печатные произведения расходились по России. В 1878 г.

Чернышева Старообрядец. На место Старообрядца в 1892 г. Мельниковым, который должен был бежать за границу от преследований русского правительства. За новой газетой был учрежден бдительный надзор со стороны гражданских и духовных властей. Сыск доходил до такого усердия, что не было возможности пересылать газету из-за границы даже в закрытых конвертах. Приходилось все дело вести контрабандным путем, но и этот путь не всегда был надежен. Бывали случаи, что вместо газеты приходили в Москву по железной дороге ящики с кирпичом и дровами. Приходилось делать невероятные усилия, чтобы заграничная газета доходила по назначению.

Редактору приходилось нередко самому переправлять ее через границу и т. И несмотря на все эти тяжелые условия для существования нелегальной газеты, на неимоверную трудность пересылки ее в пределы России — газета велась с успехом до тех пор, пока деятельность редактора не была насильственно прервана заключением его в тюрьму при одной неудачной переправки транспорта литературы из Румынии в Бессарабию. Это было в июне 1897 г. Вскоре был арестован и брат редактора Слова Правды, и газета в следующем году прекратила свое существование. Почувствовав в России некоторую свободу с января прошлого года старообрядцы вновь стали издавать ежемесячный журнал Старообрядческий Вестник. Редакция журнала находилась по-прежнему за границей, в Буковине. Пользуясь объявленной ныне манифестом 17-го октября свободой слова, старообрядцы решили перевести упомянутый журнал в Нижний Новгород, — он стал уже выходить под названием Старообрядец, — и организовать в Москве ежедневную Народную Газету с приложением к, ней Голоса Старообрядца. Эта Народная Газета, начавшая выходить с средины января, не имея определенной партийной окраски, должна быть причислена к прогрессивным органам нашей ежедневной периодической печати.

В деле подъема культурного уровня у старообрядцев австрийского согласия огромную роль сыграли съезды, которые стали периодично собираться лет шесть назад. Организовали эти съезды группы прогрессивных старообрядцев для обсуждения духовных нужд своей общины [во главе их стояли Д. Сироткин, Ф. Мельников, М. Бриллиантов и Нижегородский старообрядческий епископ Иннокентий Усов ]. Съезды быстро завоевали себе симпатии самих широких слоев старообрядческого общества, и с каждым, годом на съезде стало появляться все большее число представителей от общин, раскинутых по всей России. Съезды действительно стали всероссийскими. Одна из главных задач съезда заключалась в распространении просвещения среди старообрядцев, и, когда во всей России, у всего русского народа стала усиленно работать политическая мысль, съезды не остались в сторон от общественного движения.

Официальный орган старообрядчества, Старообрядческий Вестник, приветствуя новую эру, наступающую для русской жизни, писал: «17-е октября 1905 г. Нынче получили и «свободу» все мы, русские граждане. Россия из полицейского государства стала государством правовым рядом с культурнейшими государствами Европы, где беззаконности и произволу не должно быть места, а должен царить строгий закон». Журнал приветствовал «конституционные гарантии». На этой почве и стоял московский съезд.

Безоружная толпа была обращена в бегство силой оружия. В 1663 году медные дворы в Новгороде и Пскове были закрыты, возобновилась чеканка серебряных монет. Медные деньги были полностью изъяты из обращения и переплавлены в другие нужные предметы из меди.

Причины выступления старообрядцев

  • Участники Соловецкого восстания
  • Этапы крестьянской войны
  • Презентация, доклад Бунташный век
  • Этапы крестьянской войны

Основные события выступления старообрядцев

В марте Пугачев был разбит и ушел на Урал. Собрав новые силы, он устремился на запад. На выручку городу дошли регулярные полки. В кровопролитных боях под Казанью восставшие были разбиты. Пугачев с отрядом в 500 человек перешел Волгу, что явилось сигналом к грандиозному крестьянскому восстанию. Тысячи крестьян громили помещичьи усадьбы и истребляли их обитателей.

В конце августа 1774 г. С небольшим отрядом вождь повстанцев ушел за Волгу. Казаки, видя, что восстание подавлено, схватили Пугачева и выдали его властям. Причинами поражения восстания стали его стихийность, неорганизованность восставших, слабая связь отрядов восставших друг с другом и со штабом. Сыграли свою роль и неясность конечных целей движения.

Пугачевское восстание стало одним из звеньев, борьбы крестьян с крепостничеством, приведшей в 1861 г. Несмотря на более терпимое, чем раньше, отношение государства к старообрядцам, преследования их при Петре I продолжались. Старообрядцами называют православных, которые после церковной реформы Никона во второй половине 17 века не приняли нововведений унификация обрядов, введение троеперстия — обычай креститься тремя пальцами, а не двумя, как было ранее. Старообрядцы или староверы восприняли эти реформы как отход от истинной веры. Первым проявлением недовольства было восстание в Соловецком монастыре.

В 1670-ые годы был принят ряд указов, который фактически разрешал пытать и казнить старообрядцев. Церковные соборы осудили старообрядцев и обвинили их в ереси. В основном старообрядцы не сопротивлялись, а предпочитали переселятся на окраины государства или в другие страны, где их не преследовала власть.

Еще 11-го декабря совет съезда, приветствуя акт 17-го октября, долженствующий, по его мнению, обновить русскую жизнь, обратился ко всем старообрядцам с воззванием, в котором доказывал, что умиротворение России может быть достигнуто лишь немедленным созывом Государственной Думы с законодательным голосом представителей народа, правильно избранных от всего населения России. Съезд выработал также избирательную платформу для старообрядцев.

Напомним основные положения этой программы. Старообрядцы «ни в коем случае не станут голосовать за тех кандидатов в Государственную Думу, которые хотят возврата к прежнему приказному строю, причинившему столько зла всему русскому народу», не будут они голосовать и за представителей крайних партий, так как считают, что благо России не может быть куплено ценою кровавой борьбы. Старообрядцы всецело должны поддерживать на выборах в Государственную Думу только тех граждан, которые будут в Государственной Думе поддерживать: 1 единство России; 2 сохранение в государстве царской власти, опирающейся на решения народных представителей в лице Государственной Думы. Думе должна принадлежать законодательная власть. Избрана она должна быть от всего народа, т.

Старообрядцы примиряются с изданными ныне правилами о выборах потому, что дальнейшее развитие избирательного права будет всецело зависеть от усмотрения самой Думы. Они будут добиваться отмены всех сословных преимуществ и установления в государстве такого правопорядка, при котором каждый найдет законную защиту от произвола: они стоят за свободу слова, печати, совести, собраний и союзов. Они стоят за демократическое местное самоуправление; находят, что в первой уже очереди своих работ Государственная Дума должна наделить крестьян землей при помощи государства и при условии вознаграждения по справедливой оценке частных собственников за те земли, которые подлежат передаче крестьянам; вопрос фабричного и рабочего быта Государственная Дума должна решить сообразно справедливым желаниям рабочих и применительно к тем порядкам, которые уже существуют в благоустроенных государствах с развитой промышленной жизнью. Чтобы дать справедливую оценку постановлениям съезда, будем иметь в виду, что по постановлению совета никто из «посторонних», т. Хотя во время заседаний съезда широко раздавались воззвания союза 17-го октября и некоторые из наиболее видных представителей старообрядческой общины принадлежат к этой партии, съезд однако выработал свою программу, но всегда совпадающую с программами умеренно-прогрессивных партий.

Его платформа носит своеобразный характер и занимает среднее положение между платформой партии 17-го октября и конституционно-демократической. И обе партии найдут себе здесь богатую жатву. Идеи мирной эволюции наиболее близки старообрядцам. Давая отзыв о происходившем съезде старообрядцев, «Московские Ведомости» поспешили констатировать, что «либеральствующие устроители» съезда «потерпели тяжелое поражение». Теперь точно такая же истиннорусская верноподданность проявилась со стороны самого «архиепископа московского Иоанна Картушина».

Архиепископ произнес речь о том, что «старообрядцы ни в каком случае не могут сочувствовать, а тем паче участвовать в ограничении Верховной Власти». Манифест 17-го октября Картушин «объявил не добровольным, а вырванным из рук Державного Вождя нерусскими стремлениями нерусских людей, прибегших ради этого к братоубийственному кровопролитию. Поэтому Картушин потребовал, чтобы его паства, не только не участвовала в проведении в жизнь этого насильственного распоряжения, а, наоборот, всячески противодействовала всякому попранию и ограничению Богоучрежденной и Богоставленной власти». Речь эта, как заявляют «Моск. Принимая во внимание, что «большинство старообрядческой интеллигенции, хватившей верхушек европейской цивилизации, не прочь полиберальничать» и что такое настроение можно найти «даже среди начетчиков и духовенства австрийского согласия», «Моск.

Насколько справедливы заявления органа г-на Грингмута, видно уже из приведенных выше постановлений съезда. Недоразумение газеты основывается на неправильной оценке ухода со съезда некоторого числа депутатов. Этот уход не был демонстрацией. Большинство ушло, конечно, не потому, что сочувствовало так называемым «истиннорусским людям», группирующимся вокруг органа г. Грингмута, — против этого союза старообрядцы, как мы уже знаем, в свое время решительно протестовали: ушли депутаты потому, что они индифферентно относились к общественным вопросам и, считая себя представителями лишь религиозной организации, далекой от мирских интересов, желали, чтобы на съезде трактовались лишь вопросы духовного быта старообрядческой общины; ушли, быть может, потому, что, сочувствуя в душе идеям освободительного движения, не считали возможным принимать какое-либо активное в нем участие.

К сожалению, такую точку зрения разделяет большинство даже наиболее прогрессивных наших сектантов. С другой стороны, индифферентизм известной части съезда будет понятен, если принять во внимание его состав, — значительное число депутатов являлось представителями старообрядческого духовенства. Это духовенство, хотя и стоит в значительной степени выше иерархии государственной церкви, являющейся за весьма малым исключением оплотом реакционных течений, в политическом отношении не представляет благодарного материала, — служитель алтаря всегда останется им, тем более при господствующих в старообрядчестве взглядах на необходимость полного разграничения сфер государственной и церковной жизни. Однако уже самый факт, что на этом съезде были подняты политические и общественные вопросы и разрешены в известном смысле, является довольно знаменательным. Решения съезда отнюдь не представляются продуктом либеральных затей некоторой части старообрядческой интеллигенции, не имеющих прочного основания в самой старообрядческой массе; с большей уверенностью можно было бы сказать, что решения съезда, отражающего преимущественно интересы старообрядческой буржуазии, недостаточно еще ярко выразили настроение низших слоев старообрядческого общества, настроенного, несомненно, радикально.

Прошлое и настоящее старообрядчества Чтобы получить ясное представление о брожении, которое теперь наблюдается в старообрядчестве, нельзя упускать из виду той эволюции, которую пережило старообрядчество за двухстолетний период своего существования. Эту эволюцию в кратких чертах мы и постараемся здесь наметить, не касаясь той роли, которую сыграли социально-экономические факторы в появлении раскола и в его вековой оппозиции господствующему политическому режиму на почве религиозного протеста. С самых первых дней своего существования старообрядчество раскололось на несколько фракций. И судьба каждой из этих фракций различна. Только правительственные гонения создавали почву для объединения, благоприятную атмосферу для того, чтобы старообрядцы всех согласий и толков, терпящие одни и те же преследования, чувствовали себя как бы одним целым, как бы духовными преемниками первых борцов-расколоучителей.

Та масса старообрядцев, которая, отвергнув существующий церковный строй, не решилась на крайний вывод, — отвергнуть священство вообще — должна была идти на компромисс со своей совестью, признать государственную власть, и эти компромиссы заставили ее вращаться в заколдованном круге старых идей. При таких условиях невозможен был какой-либо прогресс. Такова была судьба поповцев. В этой среде скоро исчезли и последние намеки на социально-политическую оппозицию; эти люди замерли в своей патриархальной оболочке представителей Московского государства XVII века. Только в области религии они сумели сохранить во всей чистоте свои взгляды и здесь остаться в оппозиционном лагере, не желая подчиниться государственной церкви и признать совершившуюся переписку Божьего царства на государево имя.

Другая часть старообрядческой массы, сделав неизбежный логический вывод и отвергнув священство и царство, разбилась в свою очередь на несколько течений. Беспоповцы не скованные в своих мыслях святыней церковного авторитета и церковной организации, предписывающих религиозные догматы как ненарушимые истины, разбились на бесчисленное множество фракций. И каждая из этих фракций в свою очередь пережила самые разнообразные эволюции. В беспоповщине живая мысль не угасала, — здесь была свобода творчества. С первых же пор люди, свободные от церковного авторитета, должны были самостоятельно создать себе новые формы вероучения.

И, конечно, народная мысль, не привыкшая к самостоятельному творчеству, предоставленная в своем развитии только самой себе, часто шла по ложному пути и выливалась в уродливую форму религиозного фанатизма Политическая мысль здесь отсутствовала или, вернее, замерла на долге годы, как замерла она во всем русском народе; о непоколебимую твердыню культурной закорузлости должны были неизбежно разбиваться все прогрессивные течения. Но далеко не вся масса беспоповцев пошла по такому пути. Народная мысль выбиралась и на светлую дорогу. Эволюция в целом ряде беспоповских толков состояла в рационализации вероучения, они выделили из себя рационалистические секты с определенно выраженной социально-политической стороной. И это движение охватывает ныне все более и более широкие слои, захватывает, как это ни странно на первый взгляд, наиболее фанатичные и невежественные, казалось бы, толки.

Дух времени отразился и на поповцах, — они стали выходить из своего состояния вечного покоя. Непосредственно соприкасаясь с правительственной политикой преследования, старообрядцы не могли в конце концов оставаться безучастными зрителями хода общественной жизни. Эта жизнь непосредственно затрагивала их интересы, и в сомкнутый круг старообрядчества стали проникать новые веяния. Эти новые веяния среди старообрядческой интеллигенции можно характеризовать словом, пущенным в обиход П. Боборыкиным, — обмирщение: руководители старообрядчества соприкоснулись с европейской цивилизацией.

Параллельно этой европеизации в среде старообрядчества шла другая внутренняя работа, выразившаяся в пробуждении религиозного самосознания. Этот перелом в старообрядческой сфере вызван был, конечно, общим переломом в русской жизни за последние годы.

Слайд 2 Описание слайда: Цели урока: 1. Определить причины и характер общественных движений 2. Сравнить причины социальных движений, выявить общие черты и различие 3. Определить характер отношений «государство-общество» Задачи урока: 1.

Провести исследование общественных движений 2.

Огромная зала Общества купеческих приказчиков была переполнена московскими старообрядцами самых различных согласий: здесь присутствовали крупнейшие представители московского купечества, длиннобородые, седовласые старцы, сюда явилось и старообрядческое духовенство, были начетчики в кафтанах, серая публика в простых армяках, молодежь в европейских костюмах, женщины в белых платочках и т. Редко можно встретить такое разнородное по виду собрание. Здесь не было опытных руководителей, не было блестящих ораторов, но зато в речах чувствовалась неподдельная искренность и правдивость. Заседание открылось молитвою и речью председателя, предложившего собранию высказаться по поводу воззвания «Московских Ведомостей». Полиция старательно распространяет воззвание Грингмута к старообрядцам, в последних бросают грязью, дискредитируют в общественном мнении и, если старообрядцы будут молчать, могут подумать, что старообрядцы действительно сочувствуют программе Грингмута и готовы принять участие в черносотенных организациях. Вслед затем выступило несколько ораторов, детально разбиравших текст воззвания и говоривших о современном освободительном движении и об участии, которое должны принять в нём старообрядцы. Но кто же эти изменники? Перед этими благородными борцами старообрядцы должны преклоняться, а не идти с «Московскими Ведомостями» и подстрекать народ на убийство их.

Изменники те, кто довел Россию до настоящего критического положения, это — царские чиновники. Если старообрядцы, гонимые веками бюрократическим правительством, получили теперь свободу вероисповедания, возможность открыто собираться и обсуждать свои нужды, то эту свободу дало им не разлагающееся правительство, а то самое освободительное движение, ополчиться против которого призывают ныне старообрядцев Грингмут и др. Но кто может поручиться, что права, данные старообрядцам, не могут вновь быть отняты при первом удобном случае, как это было прежде? У старообрядцев нет никаких гарантий, и снова они будут порабощены, если освободительное движение не выльется в реальные формы. Мы должны выступить в качестве активных деятелей освобождения нашей родины от прежнего гнета, так как освободительное движение не достигло ещё конечных целей. Права, обещанные русским гражданам манифестом 17-го октября, не осуществлены ещё в жизни: мы ежедневно видим проявление самого грубого произвола. В воззвании Грингмута есть одно хорошее слово: «Воспрянь русский народ»... Таково было содержание большинства речей. Но были речи и другого характера.

Вызвал протест среди умеренных старообрядцев слишком резкий характер предыдущих речей, слишком радикальная, быть может, постановка вопроса, но однако ни одного голоса не раздалось в защиту воззвания, появившегося на столбцах «Московских Ведомостей». Один лишь оратор, — очевидно, старообрядческий начетчик, — явился выразителем мнений меньшинства собрания, не сочувствующего общему настроению. Мы должны, как учит святоотеческое писание и евангелие, подчиняться властям. Если у нас плохое правительство, то мы его заслужили, — оно, значит, послано нам за грехи, и одно у нас средство борьбы с ним, это — молитва. Прощать гонителям, а не мстить должны мы. В этом смысле и надо понимать освободительное движение. Веками старообрядцы терпели гонения и молились Богу, и Бог их услышал. Свобода, которую ныне получило старообрядчество, дана не кучкой «развратных» людей слова вызывают шумный протест и свист , добивающихся какой-то истины, привезенной из-за моря. Эту свободу дало правительство, которое просветил Бог, ибо Бог управляет помыслами царей...

Эта речь вызвала долгий протест. На кафедре появляются новые ораторы, которые доказывают, что по смыслу христианского учения человек должен вмешиваться в политическую жизнь; игнорирование её ведет лишь к ослаблению веры и к дезорганизации церковного устройства. Кто своею инертностью поддерживает плохие порядки, тот идет против Христа. Каждый христианин обязан преобразовывать все политические и социальные отношения в духе высшей правды. Христос учил активной борьбе. Современное политическое движение, направленное на освобождение от произвола нашей родины, не задается целью мстить за прежнее насилие, оно стремится к правде. Освободительное движение есть святое дело, дело Христа. Где свобода, там дух Божий. Не может быть свободы там, где существует самодержавный режим, при котором царь объявляет себя главою церкви, присваивает себе Божьи права и на этом основании распоряжается жизнью и смертью своих подданных; не может быть свободы там, где символ распятия кощунственно превращен в меч, призывающий к братоубийственной войне.

Если признать принцип подчинения существующим властям, то выйдет, что первыми революционерами всегда были старообрядцы, которые в течение 250-ти лет не подчинялись незаконным требованиям Императорского правительства. Наконец, каким властям сейчас подчиняться: правительственной власти теперь в сущности нет, мы чувствуем лишь власть народа. К правительству, как неоднократно мы видели, бесполезно обращаться с жалобами; мы должны лишь апеллировать к обществу и народу. Власти народа мы и будем подчиняться, а не той власти, которая нас угнетала в течение веков, а теперь угнетает все русское общество. Таким образом, принцип, — «повинуйтесь предержащим властям», — сохранится. Самодержавную власть наши предки признавали лишь в смысле национальной независимости... Собрание всецело присоединяется к современному освободительному движению, которое должно повести нашу родину по пути свободы и благоденствия». Резолюция была покрыта шумными одобрениями, но в виду заявленных протестов со стороны некоторой наиболее консервативной части старообрядцев, присутствовавших на собрании, заявившей, что под понятием «освободительного движения» можно подразумевать и работу крайних террористических партий, действующих насилием, и что к такому освободительному движению нельзя присоединяться, резолюция была несколько видоизменена в смысле более мягкой формулировки. Собрание выражает горячее пожелание, чтобы Государственная Дума была созвана в скорейшем времени для проведения в жизнь начал, возвещенных манифестом 17-го октября».

Старообрядческий съезд Приведенный выше отчет о созванном по частной инициативе собрании московских старообрядцев, на котором присутствовало неcколько сот представителей различных фракций, несомненно до известной степени дает представление о настроении московского старообрядчества. Здесь определенно наметились три течения: одно, рассматривающее политические вопросы с узко-сектантской точки зрения, клонилось к тому, чтобы устранить старообрядцев, как представителей известной религиозной общины от активного участия в освободительном движении, другое умеренно-прогрессивное и третье, которому можно дать общее название революционного. Но знаменательно то, что в среде, которую в широких слоях общества принято считать наиболее консервативной, не раздалось ни одного голоса в защиту старого порядка. Происходивший затем вскоре чрезвычайный всероссийский съезд старообрядцев австрийского согласия в Москве дал новый богатый материал для суждения о политических симпатиях большинства старообрядческого общества. Материал тем более ценный, что он исходил уже от уполномоченных всего старообрядчества. На съезде присутствовали и представители беспоповцев. Еще 11-го декабря совет съезда, приветствуя акт 17-го октября, долженствующий, по его мнению, обновить русскую жизнь, обратился ко всем старообрядцам с воззванием, в котором доказывал, что умиротворение России может быть достигнуто лишь немедленным созывом Государственной Думы с законодательным голосом представителей народа, правильно избранных от всего населения России. Съезд выработал также избирательную платформу для старообрядцев. Напомним основные положения этой программы.

Старообрядцы «ни в коем случае не станут голосовать за тех кандидатов в Государственную Думу, которые хотят возврата к прежнему приказному строю, причинившему столько зла всему русскому народу», не будут они голосовать и за представителей крайних партий, так как считают, что благо России не может быть куплено ценою кровавой борьбы. Старообрядцы всецело должны поддерживать на выборах в Государственную Думу только тех граждан, которые будут в Государственной Думе поддерживать: 1 единство России; 2 сохранение в государстве царской власти, опирающейся на решения народных представителей в лице Государственной Думы. Думе должна принадлежать законодательная власть. Избрана она должна быть от всего народа, т. Старообрядцы примиряются с изданными ныне правилами о выборах потому, что дальнейшее развитие избирательного права будет всецело зависеть от усмотрения самой Думы. Они будут добиваться отмены всех сословных преимуществ и установления в государстве такого правопорядка, при котором каждый найдет законную защиту от произвола: они стоят за свободу слова, печати, совести, собраний и союзов.

Народные движения презентация, доклад

Религиозные выступления — Студопедия Цели урока: повторить, обобщить, закрепить знания учащихся по теме «Бунташный» XVII век; дать оценку деятельности исторических личностей данного периода; закрепить знание.
Заполните таблицу. Народные выступления первой четверти XVIII в. - Универ soloBY 1. Народные движения. 2. Цель и задачи урокаЦель: дать характеристику народных.
Причины Выступления старообрядцев Церковная реформа патриарха Никона. Та самая, из-за которой случился церковный раскол и началось преследование старообрядцев.
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам - презентация онлайн создания своего собственного.
Старообрядчество и освободительное движение Тогда же произошло последнее крупное выступление старообрядцев в столице — стрелецкий бунт, после которого старообрядчество уходит на границы государства.

Старообрядчество и освободительное движение

Православные, не принявшие этой реформы, стали называться староверами или старообрядцами, так как не приняли троеперстного крещения и других новшеств. Началось противостояние этих людей с властью. Причины выступления старообрядцев В 1676 году скончался царь Алексей Романов и престол занял его юный сын Фёдор. Одним из событий его царствования стал поместный собор Русской церкви 1681 года. Церковный раскол, XVII век.

Участники этого собора выступили с требованиями о казнях старообрядцев, и речь шла не только о физической расправе над людьми, но и об уничтожении богослужебных книг, религиозных построек, скитов. В апреле 1682 года, за несколько дней до смерти царя Фёдора Алексеевича, состоялась казнь группы старообрядцев в Пустоозёрске. Этот населённый пункт находился в нижнем течении реки Печора на территории современного Ненецкого автономного округа.

Они по-разному реагировали на церковную реформу патриарха Никона. Некоторые группы старообрядцев совершали коллективные самоубийства всего за 20 лет таким способом ушло из жизни около 20 тысяч человек. Другие — оказывали вооруженное сопротивление правительственным войскам. Всего было три случая вооруженных выступлений старообрядцев: Соловецкое восстание, происходившее в 1668-1676 году, стало первым таким крупным выступлением, Московское восстание 1682 года было первым Стрелецким бунтом, и причины заключались не в религиозном расколе, а в политическом кризисе и недовольстве стрельцов своим положением. Однако старообрядцы попытались использовать кризис в своих целях, призывая стрельцов отстаивать старую веру, Выступления на Дону в 1670-1680 годах. Даже после воцарения Петра I выступления старообрядцев продолжались, хотя таких крупных восстаний больше не было. Главные события Выступления старообрядцев во многом носили хаотичный характер. Но определенную последовательность проследить можно, по крайней мере, в крупнейшем восстании, которое происходило на севере, в Соловецком монастыре. События развивались так: В ходе русско-шведской войны 1656-1658 годов Соловецкий монастырь становится важнейшим военным форпостом. Его укрепляют по всем правилам фортификационной науки, здесь имеется все необходимое вооружение. Все насельники монастыря — это не мирные люди, но воины. На случай блокады в монастыре имеются съестные припасы, также его снабжают продуктами поморы — монастырь для своего времени был очень влиятельным, В 1657 году в монастырь присылают из Москвы новые церковные книги для службы, в которые внесены изменения, принятые Никоном. Соборные старцы приказывают запечатать эти книги, а службы проводят по старым, В 1666-1667 году монахи Соловецкого монастыря пишут и отправляют в Москву пять челобитных — они выступают перед царем в защиту старых обрядов, В 1667 году церковь созывает Московский собор, на котором старообрядцев предают анафеме, а старый богослужебный чин вовсе отменяется, В июле 1667 года в Соловецкий монастырь назначают нового настоятеля — отца Иосифа. Он полностью поддерживает церковные преобразования, и предполагается, что он сможет навести порядок и в монастыре. Однако монахи созывают свой собор и отказываются принять нового настоятеля, более того — его изгоняют из монастыря.

Старообрядцы негативно относились к преобразованиям в целом, а в петровских реформах видели небывалый отход от устоявшихся традиций. Нередки были выступления крестьян-старообрядцев, а также акты самосожжения, ставшие высшей формой неповиновения мирским властям. Правительство в ответ издавало указы, ограничивающие права старообрядцев: им было запрещено избираться на общественные должности, а заключённый вне официальной церкви брак считался недействительным.

Май 1675 года ознаменован широкими земляными работами со стороны царских войск. Вокруг монастыря были возведены укрепления, с которых происходили обстрелы, а также производились подкопы. Это помогло сжать кольцо осады. Но проводившиеся штурмы не увенчались успехом. Пушки со стен монастыря били по наступающим войскам, нанося им тяжелые потери. А подкопы были завалены благодаря умелым действиям осажденных. В начале января 1676 года был отбит очередной штурм, после которого командующий Мещеринов утвердился во мнении, что дальнейшие штурмы не принесут результата и приведут к еще большим потерям. При этом штурме были убиты 36 стрельцов. Ротмистр Степан Потапов также был убит. Предательство Проведенный в Соловецком монастыре в 1674 году Собор постановил, что продолжать молиться за царя бессмысленно. Но не все монахи были согласны с этим. Примером тому служит Феоктист, который не согласился с данным решением. Он был изгнан из крепости за такие взгляды. Как и другие монахи, придерживавшиеся его точки зрения. Это сыграло на руку Мещеринову и царским войскам, а также положило начало захвату Соловецкого монастыря. Захват монастыря Изгнанный Феоктист пришел к Мещеринову с важной информацией. Чернец знал о слабом месте в обороне монастыря, которое находилось у Белой башни. Феоктист подробно рассказал, когда происходит смена караула. Именно в это время на постах было минимальное количество защитников. Такой полезной информацией просто не мог не воспользоваться командующий царскими отрядами стрельцов. Войска начали готовиться к решающему штурму. Воспользовавшись погодными условиями и ночным временем, Мещеринов отправил отряд стрельцов в 50 человек к заложенному кирпичом окну, о котором доложил Феоктист. Это произошло 1 февраля 1676 года. Отрядом командовал Степан Келин. Стрельцы выполнили поставленную задачу и проникли внутрь монастыря. После этого они взяли под контроль ворота и открыли их войскам. Защитников застали врасплох и они не смогли оказать действенного сопротивления. Соловецкий монастырь был занят стрелецким войском.

конспект урока истории России в 8 классе "Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам"

Равноправие Выступления старообрядцев на протяжении всего царствования Петра I Выступление работников мануфактур Сложные условия труда и долгие разлуки с семьями Облегчить условия труда Массовое бегство приписных крестьян и охраняющих солдатов Выступление против реформ Расхождение мнений отца и сына Отмена реформ.

Пугачев двинулся к Оренбургу, но штурм города не удался, и восставшие приступили к его осаде. Призывы Пугачева, в которых он наделял простой народ землей, водой, денежным жалованьем, оружием и провиантом, способствовали распространению восстания.

Восставшие башкиры взяли Сарапул, и подошли к Уфе. Вскоре Уфа была осаждена отрядом Чики-Зарубина, пришедшим на помощь башкирам. Под Челябинском стоял со своим отрядом атаман Иван Грязнов.

Отряд Ильи Арапова взял Самару. В январе 1774 г. Салават Юлаев овладел Красноуфимском.

К февралю 1774 г. Однако затянувшаяся осада Оренбурга дала правительству время для того, чтобы стянуть войска и организовать наступление на восставших. В марте Пугачев был разбит и ушел на Урал.

Собрав новые силы, он устремился на запад. На выручку городу дошли регулярные полки. В кровопролитных боях под Казанью восставшие были разбиты.

Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. По-прежнему распространенным явлением были и их самосожжения. Имя файла: prezentatsiya-na-temu-oppozitsiya-reformam-natsionalnye-vosstaniya.

Правительство в ответ издавало указы, ограничивающие права старообрядцев: им было запрещено избираться на общественные должности, а заключённый вне официальной церкви брак считался недействительным. Старообрядцы направлялись на работы по обустройству металлургических и оружейных заводов. На самих заводах также возникали социальные выступления « работных людей » и приписных крестьян.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий