Как тайная концелярия прекратил свое существование

Но в XVII веке в палатах Кремля появилась небольшая категория людей особого рода. Некоторые исследователи считают ее прообразом отечественных спецслужб. Эта организация называлась Приказ тайных дел или Тайный приказ. После смерти Петра I в 1726 году Тайну канцелярию упразднили, но уже в 1731 году она была восстановлена как Канцелярия тайных и розыскных дел. В 1762 году ее трансформировали в Тайную экспедицию с теми же функциями. Глава 5 Канцелярия тайных розыскных дел. Новое ведомство было учреждено 24 марта 1731 г. и стало полноправным преемником петровской Тайной канцелярии и Преображенского приказа. "Тайная канцелярия по своему статусу была выше коллегий: все учреждения, за исключением императорского Кабинета и Сената, обязаны были выполнять ее предписания по части политического сыска.

Тайная канцелярия: как действовала «русская инквизиция»

Манифест от 21.02.1762 Об уничтожении Тайной розыскной Канцелярии | ГАРАНТ Тайная канцелярия, которая существовала с 1726 года и играла важную роль в административной системе Российской империи, больше не была нужна в условиях смены власти. Она была разогнана и прекратила свою деятельность.
Преображенский приказ и тайная канцелярия. Тайная канцелярия Все о преображенском приказе Итак, первая Тайная канцелярия была основана Петром Великим в самом начале его царствования и называлась Преображенский приказ по имени села Преображенского.
Упразднена Тайная канцелярия Руководил следствием по делу царевича лично Пётр I. В ходе разбирательств по делу и пыток Алексея Тайная канцелярия вскрыла заговор, который плёл против Петра его соратник Александр Кикин, подговоривший царевича к бегству.

Консилия министров при Петре I: что это и функции

Основные функции Тайной канцелярии включали сбор и систематизацию информации о деятельности государственных служащих, выявление и пресечение коррупции, контроль за исполнением законов и обязанностей должностных лиц. Также Тайная канцелярия занималась контролем над преследованиями и судебными процессами в стране. Создание Тайной канцелярии стало неотъемлемой частью реформаторской политики Анны Иоанновны. Она стремилась укрепить централизованную власть и сократить привилегии древних родов и дворянства. Тайная канцелярия сыграла значительную роль в реализации этих целей, сделав государственное управление более эффективным и контролируемым. Задачи и функции Тайной канцелярии Тайная канцелярия при Анне Иоанновне выполняла целый ряд задач и функций, которые были связаны с осуществлением авторитарного и реформаторского правления императрицы. Вот некоторые из них: Составление документов.

Тайная канцелярия была ответственна за подготовку и составление различных официальных документов — указов, приказов, резолюций и докладных записок. Благодаря этому, Анна Иоанновна могла осуществлять свою власть и контролировать деятельность государственных органов. Секретарское дело. Тайная канцелярия занималась ведением делопроизводства и хранением государственных документов. Секретари Тайной канцелярии ответственным образом велели сотрудникам, управляли документацией и поддерживали порядок в архиве. Шпионаж и контрразведка.

Еще одной важной функцией Тайной канцелярии была организация шпионской деятельности и контрразведки. Секретари канцелярии регистрировали подлинную и достоверную информацию о внутренних и внешних угрозах и расследования крупных преступлений. Модернизация бюрократических структур. Тайная канцелярия также занималась модернизацией государственного аппарата и бюрократических структур. Ей было поручено организовывать новые департаменты и управления в разных сферах государственной деятельности. В общем, Тайная канцелярия поддерживала и укрепляла власть Анны Иоанновны, участвуя во всех важных аспектах государственного управления.

В первые годы это ведомство существовало параллельно с Преображенским приказом, выполнявшим сходные функции, впоследствии оба учреждения слились в одно. Руководство Тайной канцелярией, также как и Преображенским приказом, осуществлялось Петром I, который нередко присутствовал при допросах и пытках политических преступников. Практика доносительства и обвинения кого-либо в государственном преступлении, чрезвычайно распространившаяся со времён императрицы Анны Иоанновны, открывала широкие возможности для сведения личных счётов и внесудебного произвола. Произнесение кем-либо выражения «слово и дело» влекло за собой аресты и пытки, под которыми трудно было не признаться в любых «злоумышлениях».

Согласно Манифесту об уничтожении Тайной канцелярии выражение «слово и дело» запрещалось в употреблении, «а есть ли кто отныне оное употребит, в пьянстве или драке, или избегая побоев и наказания, таковых наказывать так, как от Полиции наказываются позорники и бесчинники». Тот, кто хотел донести об «умышлении» на здоровье и честь императора или о бунте и измене, должен был явиться в ближайшее судебное место или к ближайшему военному командиру и подать донос в письменном виде; уголовные преступники не могли быть доносителями ни по каким делам.

В изданном по этому случаю Манифесте Петр III сформулировал новые принципы и методы дознания: …Можно и надлежит кротостью исследования, а не кровопролитием прямую истину разделять от клеветы и коварства, и смотреть, не найдутся ли способы самим милосердием злонравных привести в раскаяние и показать им путь к своему исправлению Упраздняя зловещую организацию, наводившую ужас на всю страну, Петр III все же не желал оставить государство без тайной службы. После заявления в Сенате он немедленно занялся созданием нового учреждения — Тайной экспедиции. Указ о ее создании был подписан 12 февраля. При этом всех опытных работников Тайной канцелярии решено было сохранить на службе.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине. Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.

Приказ тайных дел

Многие документы и архивы, связанные с работой Тайной канцелярии, были уничтожены или утрачены. Исчезновие Тайной канцелярии имело значительные последствия для истории России. Многие историки исследовали ее роль в формировании государственной политики, использовании секретной разведывательной информации и контроле над высшими чиновниками. Утрата этих архивов сделала некоторые аспекты истории тайного правительства Российской империи менее доступными для исследования и понимания. Тайная канцелярия оставила после себя лишь немногое — фрагменты документов, воспоминания свидетелей и некоторые публичные источники, которые помогают составить картину ее деятельности и влияния. Она остается одной из загадок истории России, привлекающей интерес исследователей и любителей истории со всего мира. Возрождение в Советском Союзе После Октябрьской революции 1917 года и установления Советской власти в России, Тайная канцелярия была расформирована. Однако ее роль и значение не исчезли полностью.

Сначала, в 1718 г. Чуть позже к ним добавились Вотчинная коллегия и Главный магистрат. Кроме него были изданы регламенты каждой коллегии. Штаты коллегий были невелики: президент русский , вице-президент немец , 4 советника и 4 асессора при Екатерине II число последних сократилось до 2-х, а весь штат до 6 человек. Решения принимались на общем собрании большинством голосов. Петр I запретил столбцы-свитки, ушли в прошлое дьяки и подьячие, памяти и отписки. Появились новые служители канцелярии: секретари, нотариусы, регистраторы, актуариусы, переводчики, писари. Отношение Петра I к церкви было двояким. С одной стороны, Петр не терпел «отеитства» атеизма и понимал значение религии и церкви в строительстве государства. С другой, создавая государство светское, он попытался ликвидировать духовное лидерство церкви и превратить ее в часть государственного аппарата. И это ему удалось. Когда умер в 1700 г. Прокоповича в частности. В 1721 г. Обер-прокурором Синода, имевшим право наложить вето на любое решение иерархов, назначался светский человек, как правило, отставной офицер. Краткая характеристика военных и экономических реформ Петра I В 1699 г. Заседания все более сокращавшейся Боярской Думы стали происходить в Ближней канцелярии. В 1708 г. Этот совет превратился в Верховный орган власти, который в отсутствие царя управлял не только Москвой, но и всем государством. Бояре и судьи оставшихся приказов должны были съезжаться в Ближнюю канцелярию по три раза в неделю для решения дел. Консилия министров в отличие от Боярской Думы заседала без царя и главным образом была занята выполнением его предписаний. Это был распорядительный совет, отвечавший перед царем. В 1710 г. Все они управляли отдельными приказами, а бояр — думцев, ничем не управляющих, не было: одни действовали в провинции, других просто не созывали в Думу. И Дума, таким образом, к 1710 г. После образования Сената Консилия министров 1711 и Ближняя канцелярия 1719 прекратили свое существование. Усиление власти царя выразилось в создании первое упоминание в октябре 1704 г. Кабинета Петра I — учреждения, имеющего характер личной канцелярии главы государства по многим вопросам законодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял изкабинет-секретаря и нескольких подьячих, именовавшихся канцеляристами, подканцеляристами и копиистами. Кабинет имел характер военно-походной канцелярии царя, куда поступали полковые табели и другие военные и финансовые документы. Чиновники Кабинета вели ежедневный «Юрнал», то есть запись местонахождения и времяпрепровождения царя, в которой отражались не только придворные, но и военные события. Петр I передавал на хранение в Кабинет все бумаги, чертежи и книги. Со временем роль Кабинета возросла. Через него Петр I вел переписку с русскими посланниками за границей, губернаторами, вице-губернаторами, а также переписку по горным и мануфактурным делам о выдаче привилегий, о казенных заводах, штатах и т. В Кабинет адресовались челобитные, жалобы и даже доносы от подданных. Кроме того, именно через Кабинет Петр I поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами. Прекратил существование этот орган в мае 1727 г. Установление абсолютизма в России не сводилось лишь к освобождению царя от каких-то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет обуславливали необходимость перестройки всего государственного аппарата, поскольку доставшаяся Петру I от предшественников форма управления государством царь с Боярской думой — приказы — местная администрация в уездах не отвечала новым государственным задачам. Абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система новых центральных и местных органов.

Интересно, что Н. Итак, новый орган госбезопасности Российской империи создавался не только для противодействия французскому шпионажу, но и для борьбы с масонскими тайными обществами - иллюминатами и мартинистами. В принадлежности к иллюминатам подозревали автора проекта крупномасштабных реформ М. Сперанского, бывшего одно время одним из наиболее близких советников Александра I. Входивший в состав Комитета 1807 г. Балашов вместе со своим помощником Я. Однако торжество представителей Комитета общей безопасности было временным - через некоторое время оба инициатора отставки Сперанского были сначала фактически, а затем и формально отстранены от власти, а сам реформатор возвращен из ссылки. Опубликованный для общего ознакомления царский указ от 13 января 1807 г. При открытии дел по важным преступлениям местные власти должны были немедленно через петербургскую полицию и военного губернатора передавать их в Комитет общей безопасности, который, согласно с обстоятельствами, предпишет им порядок следствия и будет наблюдать за его ходом вплоть до окончания. Результаты расследования губернское начальство передавало затем на ревизию в Комитет. Министрам следовало информировать этот орган о том, кого они хотят высылать за пределы страны, а кого задержать. Все государственные учреждения и должностные лица обязаны были быстро предоставлять Комитету все необходимые сведения и выполнять его предписания. Секретная же инструкция, составленная Новосильцевым для этого органа госбезопасности, требовала "предусматривать все то, что могут произвести враги государства, принимать сообразные меры к открытию лиц, посредством коих могут они завести внутри государства вредные связи, и отвращать или искоренять благовременно такое зло"42. Каналы информации были те же самые, что и предусматривались для Комитета 1805 г. Местные власти с готовностью воспользовались возможностью освободиться от политических и даже некоторых уголовных дел, которые стали в достаточно большом количестве поступать в Комитет общей безопасности. В докладе от 19 февраля 1807 г. Штат Особенной канцелярии Комитета 13 января 1807 г. Как отмечают исследователи, с образованием канцелярии Комитет окончательно оформился как центральный следственно-судебный орган по политическим делам империи. Отныне местные администрации и полиция проводили лишь полицейское дознание или краткое следствие дел, поступавшее затем для более глубокого расследования в Комитет общей безопасности, решения которого утверждались лично царем. Анализ рассмотренных этим органом дел показывает, что большинство из них тем или иным образом было связано с организацией и осуществлением наблюдения за лицами, подозревавшимися в работе на французскую разведку или состоящими в масонских ложах, за распространителями слухов и пасквилей. Основная работа по организации сыска легла на плечи обер-полицмейстера, будущего министра полиции А. Балашова, который представил на утверждение императору "Примерное положение полицейской экспедиции", где конкретно определялись штат, жалованье, "необходимые свойства" служащих и их должности. Будущие сотрудники должны были "слышать, выведывать, проникать в образ мыслей всех и каждого". Хотя Комитет общей безопасности просуществовал до 17 января 1829 г. Так, если с 1807 по 1810 гг. Соответственно с этим, если в первые четыре года существования Комитета в него поступило 94 дела, из которых он рассмотрел 57, то за последующие девятнадцать лет в него поступило 57 дел, из которых было рассмотрено 36. Столь резкое падение активности деятельности Комитета общей безопасности объясняется тем, что в 1810 г. Александром 1 было образовано Министерство полиции, повлекшее за собой существенное перераспределение полномочий. Инициатором создания нового министерства был М. Хотя Комитет 1807 г. Допустить к сему делу людей разного состояния и различных наций, но сколько возможно благонадежнейших, обязывая их при вступлении в должность строжайшими, значимость гражданской и духовной присяги имеющими реверсами о беспристрастном донесении самой истины и охранения в высочайшей степени тайны... Они должны будут, одеваясь по приличию и надобностям, находиться во всех стечениях народных между крестьян и господских слуг; в питейных и кофейных домах, трактирах, клубах, на рынках, на горах, на гуляньях, на карточных играх, где и сами играть могут, также между читающими газеты - словом, везде, где примечания делать, поступки видеть, слушать, выведывать и в образ мыслей проникать возможно"43. Стремление создавать дублирующие и в силу этого неизбежно конкурирующие друг с другом структуры политического сыска было чрезвычайно характерно для Александра I, этого "настоящего византийца", как отозвался о русском царе имевший с ним дело Наполеон. Характеризовавший главу Российской империи Жозеф де Местр подчеркивал, что "основное его правило состояло в том, чтобы каждому из своих помощников уделять лишь ограниченную долю доверия". Результаты подобной византийской политики в области политического сыска довольно быстро привели к достаточно абсурдному положению дел, описанному генерал-лейтенантом А. Михайловским-Данилевским: "В Петербурге была тайная полиция: одна в Министерстве внутренних дел, другая у военного генерал-губернатора, а третья у графа Аракчеева. В армиях было шпионство тоже очень велико: говорят, что примечали за нами, генералами, что знали, чем мы занимаемся, играем ли в карты, и тому подобный вздор"44. Бестолковая организация сыска умножалась при этом на крайне низкое профессиональное качество занимавшихся им агентов, по поводу которой со знанием дела впоследствии писал декабрист Г. Батеньков: "Разнородные полиции были крайне деятельны, но агенты их вовсе не понимали, что надо разуметь под словами карбонарии и либералы, и не могли понимать разговора людей образованных. Они занимались преимущественно только сплетнями, собирали и тащили всякую дрянь, разорванные и замаранные бумажки, их доносы обрабатывали, как приходило в голову"45. Неудивительно, что при подобном положении дел Александр I так и не получил той секретной полиции, о которой он мечтал. Опасаясь чрезмерного, по его мнению, сосредоточения власти в каком-либо одном органе, император с подачи М. Сперанского в 1810 г. При этом Комитет общей безопасности и обе столичных "сокровенных полиции" не были упразднены, а взаимоотношения этих четырех органов политического сыска друг с другом так никогда и не были определены. При создании этой структуры М. Сперанский в качестве образца для подражания взял пример наполеоновской полиции во главе со знаменитым Фуше. Министерство состояло из двух канцелярий общей и особенной и трех департаментов. Департамент полиции исполнительной ведал административно-полицейским аппаратом, тюрьмами и рекрутскими наборами. Департамент полиции хозяйственной занимался продовольственными делами и приказами общественного призрения, а департамент полиции медицинской - врачебным составом, заготовлением медикаментов и снабжением медицинских учреждений. Какого-либо единого исполнительного органа у Министерства полиции не было, и его функции на местах выполняли губернаторы. Для этого внутри министерства был создан специальный орган - Особенная канцелярия. Указ от 25 июня 1811 г. Под "особенными делами" понималось пресечение любой формы антиправительственной деятельности, будь то борьба со слухами или различными проявлениями крестьянского и общественного движения, наблюдение за "политическими настроениями" различных слоев населения, за деятельностью масонских лож и религиозных сект. Входила в этот круг дел и борьба с иностранным шпионажем, причем исследователи отмечают, что примерно четверть из сохранившихся в архиве дел Особенной канцелярии посвящены именно этому виду деятельности, что позволяет говорить о ее явно выраженной контрразведывательной функции. Штат этой структурной единицы состоял из правителя канцелярии, трех столоначальников, трех старших и трех младших помощников столоначальников, экзекутора, начальника архива, его помощника, а также нескольких чиновников по "особым поручениям". В 1811-1819 гг. Об активной деятельности, развернутой новым органом государственной безопасности, свидетельствует следующее описание современника: "Город закипел шпионами всякого рода: тут были и иностранные, и русские шпионы, состоявшие на жалованье, шпионы добровольные; практиковались постоянные переодевания полицейских офицеров; уверяют, даже сам министр прибегал к переодеванию. Эти агенты не ограничивались тем, что собирали известия и доставляли правительству возможность предупреждения преступления, они старались возбуждать преступления и подозрения. Они входили в доверенность к лицам разных слоев общества, выражали неудовольствие на Ваше Величество, порицая правительственные мероприятия, прибегали к выдумкам, чтобы вызвать откровенность со стороны этих лиц, или услышать от них жалобы. Всему этому давалось потом направление сообразно видам лиц, руководивших этим делом"46. Правда, следует учитывать, что автором этой записки, поданной Александру I, был министр внутренних дел В. Кочубей, руководитель конкурирующего с Министерством полиции ведомства, а сама записка подавалась в 1819 г. Тем не менее этот документ примечателен тем, что фиксирует возникновение в России полицейской провокации как более или менее распространенного явления. Данный двусмысленный способ предотвращения преступления широко использовался французской полицией, по образу и подобию которой была создана отечественная структура, и с готовностью был подхвачен русским политическим сыском, лишившимся пытки как старого проверенного способа получения необходимой информации. Учитывая большой личный опыт и активную работу в Комитете общей безопасности, министром полиции при создании этого ведомства царь назначил А. Правителем Особенной канцелярии при нем стал Я. Оба они развили активную деятельность, венцом которой стал арест М. Вскоре после этого их карьера обрывается. Балашов, формально оставаясь министром полиции, с середины 1812 г. Происходит перемена руководства и в Особенной канцелярии, где де Санглена сменил М. В 1819 г. Министерство полиции было ликвидировано, а его Особенная канцелярия была включена в Министерство внутренних дел. Барклаем де Толли, на основании подписанных Александром I 27 января 1812 г. В документах 1812-1815 гг. Реальное формирование новой структуры началось в марте того же года, когда были назначены руководители "высшей полиции" - директора в каждую из трех армий. В 1-й Западной армии главнокомандующий - Барклай де Толли этот пост занял бывший директор Особенной канцелярии министерства полиции Я. Во 2-й Западной армии главнокомандующий - генерал от инфантерии князь П. Багратион директором полиции стал подполковник маркиз М. Их коллегой в 3-й Западной армии главнокомандующий - генерал от кавалерии А. Тормасов стал действительный статский советник И. Бароцци, занимавшийся разведкой во время войны с Турцией 1806-1812 гг. Реально аппарат военной контрразведки был создан только в 1-й армии, где был образован штат чиновников и канцелярия. Военной полиции 1-й армии была подчинена полиция всех губерний Российской империи от границы с Австрией до Балтийского моря. Сотрудники де Санглена во время войны действовали в районах 2-й и 3-й армий. Директора Высшей полиции 2-й и 3-й армий не успели приступить к созданию штата сотрудников. Бароцци, едва прибыв в 3-ю армию, уехал в Петербург, так как, по его словам, имел от командования Молдавской армии особое поручение к императору. Де Лезер, появившийся во 2-й армии уже после начала войны с Францией, после сдачи Смоленска был заподозрен, как и другие иностранцы, в "сношениях с неприятелем", и, несмотря на три ордена, полученных им за участие в прежних войнах России с Наполеоном, выслан в Пермь в 1813г. В сентябре 1812 г. Директором Высшей полиции в армии был назначен бывший чиновник Министерства полиции надворный советник барон П. Розен с начала войны он вместе с отставным капитаном К. Лангом стал помощником де Санглена. Введение в декабре 1812 г. Кадры Высшей полиции составлялись из сотрудников министерства полиции отставной поручик И. Лешковский, надворный советник И. Шлыков , местных полицейских чиновников виленский полицмейстер Вейс и ковенский - майор Е. Бистром , отставных военных подполковник Е. Кемпен , чиновников различных ведомств А. Бартц из таможни, коллежский секретарь В. Валуа и даже иностранцев на русской службе, как, например, отставной ротмистр австрийской армии итальянец В. С началом Отечественной Войны 1812 года сотрудники Высшей военной полиции были командированы на фланги и в тыл противника. При оставлении территории в их задачу входило создание агентурных групп в Полоцке, Могилеве и других местах. В канцелярию Высшей военной полиции постоянно поступала информация о движении войск неприятеля и о положении в его тылу. Так П. Розен и Е. Бистром были направлены в район Динабург-Рига, причем последний позднее умер от ран, полученных под Бородино. Барц выехал в район Белостока, где попал в плен к французам. Ривофиннолли действовал в районе Подмосковья.

Однако ее роль и значение не исчезли полностью. В Советском Союзе внимание к Тайной канцелярии возрождалось в 1930-е годы. Здесь занимались предварительной подготовкой и обработкой документов, организацией работы руководства, контролем над исполнением решений. Современная организация стала отражать новые реалии и принципы пролетарской власти. И все же, роль и значение Тайной канцелярии в истории России не могли быть полностью забытыми. Именно благодаря ей формировались и сохранялись рядовые документы, которые стали важными источниками для исследователей и историков. Современное значение и роль в правительстве В современном правительстве России Тайная канцелярия выступает в качестве ключевого органа для управления государственными делами, разработки законов и принятия стратегических решений. Она обладает большими полномочиями и ресурсами для проведения анализа, подготовки и координации законодательной деятельности и политических реформ.

Тайная канцелярия: как работала «русская инквизиция»

Итак, Тайная канцелярия была основана Петром Первым в 1718 году, сначала она действовала параллельно с выполнявшим тем же функции Преображенским приказом, созданным еще в 1686-м, и так же управлялась непосредственно государем. ТАЙНАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ — создана в 1718 году. ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ. при Сенате, центральное государственное учреждение в России, орган политического розыска (1762—1801). Учреждена по указу императрицы Екатерины II, заменила Тайную канцелярию (См. Тайная канцелярия). Строка навигации. Главная /. Тайная канцелярия и самоликвидация Британской короны в связи с банкротством!

Тайная канцелярия в истории России: важный аспект государственных тайн

В механизме абсолютистского Российского государства Канцелярия тайных розыскных дел занимала особое место, что выражалось в самостоятельности действий ее начальника, лично докладывавшего о делах этого учреждения императрице. Петровская Тайная канцелярия пережила своего создателя всего на один год. Первый русский император умер в 1725-м, а ведомство слилось с Преображенским приказом уже в 1726-м. Но второе предположение мы должны отбросить, потому что точно знаем: «канцелярия тайных дел начало свое возымела» в 1718 году «в Москве» – об этом ясно сказано в «выписке» Тайной канцелярии, относящейся к 1723 году.

МУЗЕЙ ПРАВА

Работало в 1713 — 1726 гг. Центральное учреждения. Состояли первоначально в исключительном ведении Петра I, в конце 1710-х годов были подчинены Сенату. Майорские канцелярии возникли в связи с развернутой в середине 1710-х гг. От преобладания среди них в 1720-е годы"лейб-гвардии майоров" произошло собирательное название "Майорские канцелярии», официально закрепленное лишь в октября 1721 года, ранее большинство Майорские канцелярии именовались просто по фамилиям своих начальников "Канцелярия ведомства бригадира и лейб-гвардии майора господина Ушакова", "Канцелярия лейб-гвардии майоров Дмитриева-Мамонова и Лихарева с прочими офицеры" и т. До конца 1717 гг. Майорские канцелярии создавались как временные органы для исполнения тех или иных поручений царя, отвечали только перед ним, могли требовать содействия учреждений всех рангов вплоть до Сената , но не имели права вмешиваться в их деятельность без дополнительных санкций верховной власти или решать участь виновных - приговоры по донесениям Майорских канцелярий Петр I выносил сам или передавал "на волю" Сената, либо специально образованных судов. От существовавших на близких им основаниях позднейших следственных комиссий Майорские канцелярии отличались тем, что компетенция их редко ограничивалась раз поставленными задачами, а исполнение последних — сколько-нибудь определенными сроками.

После издания 25 января 1715 года именного указа о государственных преступлениях, в котором под "первыми двумя пунктами" шли умысел на царскую персону, измена и бунт, а под "третьим" - "похищение казны", Майорские канцелярии стали главными органами разбирательств по "третьему пункту", осуществляя при этом и другие, в т. Из Майорских канцелярий, открытых до конца 1717 года, сейчас известны: Канцелярия розыскных дел гвардии майора кн. Волконского 25 июля 1713 года - [января] 1716 года в Архангельске, Вологде и Великом Устюге по делам о мошенничестве архангельского обер-комиссара Д. Соловьева и торгового комиссара в Голландии О. Соловьева при экспорте хлеба, "разорениях и смертоубийстве" великоустюжского комиссара С. Акишина "с товарищи" и взяточничестве при рекрутском наборе ландрихтера Архангельской губернии И. Нахалова сам М.

Волконский, изообличенный во многих "неправедностях" в ходе следствия, в декабря 1717 года был казнен ; Канцелярия гвардии майора И. Дмитриева-Мамонова [ноября] 1713 - [май 1714] гг. Нахалове; Канцелярия гвардии майора А. Ушакова, она же Канцелярия рекрутного счета 6 мая 1714 года - 6 мая 1726 года в Москве по контролю за рекрутскими наборами, дворянской и купеческой службой в разных губерниях, по ревизии последней подворной переписи в Московской и Нижегородской губерниях в 1714-1718 гг. Долгорукого июнь 1714 - начала 1718 гг. Ушакова о причастности к незаконным поборам и "утайке дворов" кн. Меншикова, Я.

Брюса и др. Долгорукого по делу царевича Алексея Петровича ; Канцелярия гвардии поручика С. Юрьева [нач. Ландратской переписи 1715 г. Матюшкина [января] 1715 - [осень] 1724 в Москве в 1715 и Петербурге остальное время , выяснявшая обстоятельства уклонения от смотров весной 1714 года "слуг и служебников" Чудова монастыря и многочисленных хищений; Канцелярия гвардии капитан-поручика И. Плещеева [февраля] 1715 - май 1722 гг.

Багратион директором полиции стал подполковник маркиз М. Их коллегой в 3-й Западной армии главнокомандующий - генерал от кавалерии А. Тормасов стал действительный статский советник И. Бароцци, занимавшийся разведкой во время войны с Турцией 1806-1812 гг.

Реально аппарат военной контрразведки был создан только в 1-й армии, где был образован штат чиновников и канцелярия. Военной полиции 1-й армии была подчинена полиция всех губерний Российской империи от границы с Австрией до Балтийского моря. Сотрудники де Санглена во время войны действовали в районах 2-й и 3-й армий. Директора Высшей полиции 2-й и 3-й армий не успели приступить к созданию штата сотрудников. Бароцци, едва прибыв в 3-ю армию, уехал в Петербург, так как, по его словам, имел от командования Молдавской армии особое поручение к императору. Де Лезер, появившийся во 2-й армии уже после начала войны с Францией, после сдачи Смоленска был заподозрен, как и другие иностранцы, в "сношениях с неприятелем", и, несмотря на три ордена, полученных им за участие в прежних войнах России с Наполеоном, выслан в Пермь в 1813г. В сентябре 1812 г. Директором Высшей полиции в армии был назначен бывший чиновник Министерства полиции надворный советник барон П. Розен с начала войны он вместе с отставным капитаном К. Лангом стал помощником де Санглена.

Введение в декабре 1812 г. Кадры Высшей полиции составлялись из сотрудников министерства полиции отставной поручик И. Лешковский, надворный советник И. Шлыков , местных полицейских чиновников виленский полицмейстер Вейс и ковенский - майор Е. Бистром , отставных военных подполковник Е. Кемпен , чиновников различных ведомств А. Бартц из таможни, коллежский секретарь В. Валуа и даже иностранцев на русской службе, как, например, отставной ротмистр австрийской армии итальянец В. С началом Отечественной Войны 1812 года сотрудники Высшей военной полиции были командированы на фланги и в тыл противника. При оставлении территории в их задачу входило создание агентурных групп в Полоцке, Могилеве и других местах.

В канцелярию Высшей военной полиции постоянно поступала информация о движении войск неприятеля и о положении в его тылу. Так П. Розен и Е. Бистром были направлены в район Динабург-Рига, причем последний позднее умер от ран, полученных под Бородино. Барц выехал в район Белостока, где попал в плен к французам. Ривофиннолли действовал в районе Подмосковья. Шлыков побывал под Полоцком и Смоленском, затем был направлен в 3-ю армию, а позднее в Москве выявлял агентуру противника. Он также ненадолго попал в плен. Лешковский был прикомандирован к корпусу генерал-лейтенанта П. Кемпен послан в Мозырь в корпус генерал-лейтенанта Ф.

Эртеля для развертывания агентурной работы в Белоруссии. Ланг с двумя казаками специализировался на захвате "языков" всего взял десять , при этом был ранен. Вейс пропал без вести, В. Валуа на короткий срок попал в плен. Деятельность высшей полиции во время Отечественной войны 1812 г. Кроме этих военных задач имелись и политические - контроль за местными чиновниками и обнаружение должностных преступлений интендантов и поставщиков товаров для армии. По мнению историка В. Безотосного, высшая полиция стала "предшественником 3-го Отделения". После победоносного похода в Европу и возвращения русской армии в Россию значительная часть войск была расквартирована в Королевстве Польском и в западных приграничных губерниях страны. Главная квартира главнокомандующего 1-й Западной армией генерала-фельдмаршала Михаила Богдановича Барклая-де-Толли расположилась в Могилеве.

Обстановка в западных районах России, на границе и в приграничных странах была тревожной. Умный и опытный Барклай-де-Толли понимал, что без планомерно организованной разведывательной и контрразведывательной деятельности улучшить и стабилизировать ситуацию в регионе не удастся. Поэтому в 1815 году по его инициативе при Главном штабе русской армии на базе упраздненной Высшей военной полиции 1-й Западной армии создаётся отделение Высшей военно-секретной полиции с центром в Варшаве. В своем дальнейшем повествовании мы будем опираться на его рассказ. Большинство агентов, работавших на Высшую военно-секретную полицию, достались ей по наследству от Высшей военной полиции 1-й Западной армии. Ее деятельность курировал непосредственно великий князь Константин Павлович, в то время главнокомандующий польской армией, фактически наместник Королевства Польского. Хотя формально Высшая военно-секретная полиция находилась в подчинении начальника Главного штаба "Его Императорского Величества" генерал-лейтенанта Ивана Ивановича Дибича, непосредственное руководство ее деятельностью осуществлял начальник Главного штаба великого князя Константина Павловича генерал-лейтенант Дмитрий Дмитриевич Курута. Обязанности Высшей военно-секретной полиции были чрезвычайно широки. Одной из них, наиболее для нас интересной, являлось ведение разведки и внешней контрразведки в Австрии и Пруссии, сбор военной и политической информации об этих странах, "содержание агентов во многих городах за границею и в Королевстве Польском". Помимо этого, в ее компетенцию входили военная контрразведка, политический сыск и даже борьба с контрабандистами, фальшивомонетчиками и религиозными сектами.

Кроме того, Высшая военная полиция активно занималась ставшей популярной в советское время контрразведкой за рубежом. Ее сотрудники отслеживали за границей на территории сопредельных с Россией государств вражеских агентов, засылаемых в империю. За подобными лицами немедленно устанавливалось наблюдение. На содержание Высшей военно-секретной полиции в Варшаве императорское правительство не скупилось. В первой половине 20-х годов на ее нужды ежегодно выделялось от 6 до 8 тысяч голландских червонцев. Центральный аппарат Высшей военно-секретной полиции, располагавшийся в Варшаве, состоял из начальника отделения, чиновника по особым поручениям, прикомандированного жандармского офицера и канцеляриста, ведавшего делопроизводством. Столь небольшое количество руководящих сотрудников при впечатляющих результатах их деятельности свидетельствует о похвально поставленной великим князем успешной борьбе с чиновничьим бюрократизмом. Обладая незначительным центральным аппаратом, Высшая военно-секретная полиция имела многочисленную сеть резидентур. Среди ее резидентов в 1823 году значится подполковник Засс, полковник Е. Кемпен, дивизионный генерал Рожнецкий, руководивший заграничной агентурой, начальник 25-й пехотной дивизии генерал-майор Рейбниц, организовавший ведение разведки в принадлежавшей Австрийской империи Галиции, в стратегически важном округе Лемберг Львов.

Чтобы не раздувать бюрократический аппарат, для выполнения отдельных поручений постоянно привлекались армейские и жандармские офицеры, фельдъегеря, чиновники. Это были опытные и проверенные люди, которых посылали для проверки агентуры на местах. Командиры отдельных воинских частей, расквартированных в западных губерниях Российской империи, также имели свою агентуру, выполнявшую задания Высшей военно-секретной полиции. Так, в рапорте, отправленном в Варшаву командиром Донского казачьего полка Катасоновым 2-м, мы читаем: "В течение минувшаго 1824 года употребил я собственных моих денег по особым поручениям, Высшей военной полиции относящимся, на уплату одному агенту в г. Калише, всегда употребляемому для разведывании... Учитывая нынешнее состояние российской армии, подобные рапорты напоминают произведения писателей-фантастов сатирического направления. Современные российские офицеры не только агентов за границей оплатить не могут, но и себя еле-еле содержат. Помимо военных, в деятельности Высшей военно-секретной полиции активно участвовали и местные гражданские чиновники, а также полиция. Агентура Высшей военно-секретной полиции состояла из постоянных и временных агентов. Руководство проявляло о них постоянную заботу, выплачивая более чем приличное вознаграждение.

В целом работа Высшей военно-секретной полиции, благодаря использованию армейских частей и местной администрации, была довольно эффективной. Она не только организовала разведку в приграничных государствах, а также контрразведку на своей территории и за рубежом, но и по мере сил пресекала деятельность всевозможных сепаратистских националистических организаций, действовавших из-за рубежа. Тем не менее она, однако, не смогла предотвратить антироссийские выступления и начало польского восстания 1830 года. Великий князь Константин Павлович едва не был убит в Варшаве. Ему с трудом удалось отступить и отвести русские войска в пределы империи, где они соединились с армией генерал-фельдмаршала графа Ивана Ивановича Дибича. Оба, как известно, вскоре умерли от холеры. Очевидно, это обстоятельство и привело к тому, что в 1831 году Военно-секретная полиция была упразднена. Министерство внутренних дел изначально было наделено весьма широкими функциями. Закон об учреждении министерств так определял обязанности его главы: "Должность министра внутренних дел обязывает его печись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи". Помимо собственно охранно-карательной функции в ведение этого органа попали разнообразные административно-хозяйственные дела.

Министерство должно было заведовать местными административно-полицейскими учреждениями, органами дворянства и других городских сословий, органами благотворительности, управления иностранными поселенцами, продовольственным делом, Медицинской коллегией, Главным почтовым управлением, Мануфактур-коллегией и соляными конторами. Понятно, что при таком обилии задач Министерство внутренних дел не могло сосредоточиться на политическом сыске, хотя "дела благочиния" уже изначально входили в его компетенцию. Неудовлетворительное положение в этой сфере отчасти и подтолкнуло Александра I на описанные выше эксперименты. В 1810 г. В самом министерстве создается канцелярия и ряд департаментов: почтовый, мануфактур и внутренней торговли, а также государственного хозяйства и публичных зданий. Последний департамент ведал сбором статистических сведений, управлением иностранными поселениями, постройкой и эксплуатацией "публичных зданий", к числу которых относились все казенные помещения, занимаемые государственными учреждениями, казармами, тюрьмами, складами и т. После ликвидации в 1819 г. Министерства полиции его аппарат был опять включен в Министерство внутренних дел, из состава которого был параллельно выведен департамент мануфактур и внутренней торговли, переданный Министерству финансов. Политическим сыском в стране стала ведать Особенная канцелярия Министерства внутренних дел, ликвидированная в 1826г. Децентрализованная структура обеспечения государственной безопасности, культивировавшаяся при Александре I, себя не оправдала.

Активно занятые собиранием различных сплетен и слухов, дублирующие друг друга, органы политического сыска умудрились проглядеть крупномасштабный военный заговор офицеров-декабристов, вызревавший в армии в течение девяти лет. Принципиальное его отличие от всех предыдущих военных заговоров заключалось в том, что целью его было не свержение очередного правителя и возведение на престол нового, а установление в России республики. Заговор декабристов угрожал уже не просто власти и жизни Николая I, а институту монархии в целом. Воспользовавшись неразберихой с присягой после смерти Александра I, декабристы начали вооруженное восстание. В Петербурге на их стороне выступило около 3 тысяч солдат и 30 офицеров и еще 1164 человека на юге страны. Однако нерешительность декабристов позволила вступившему на престол Николаю I собрать верные ему войска и разгромить восставших. Естественно, что после подавления мятежа началось следствие. По сравнению с петровским розыском о восставших стрельцах оно велось в более мягких формах: к суду было привлечено 579 человек, из которых казнено было лишь пять руководителей. Новому царю, правление которого началось с крупномасштабного военного мятежа в столице империи, была очевидна необходимость создания действенного органа государственной безопасности взамен доказавших свою полную неэффективность старых структур. Для выполнения этой столь ответственной миссии, от которой зависела прочность и само существование его монархической власти, требовался, абсолютно надежный человек, и выбор Николая I пал на А.

Тот еще в 1821 г. По не выясненным до конца причинам Александр I не придал значения этому и ряду других донесений о готовящемся мятеже. Во время восстания декабристов Бенкендорф командует войсками на Васильевском острове и на деле доказывает свою преданность новому императору, а после разгрома восстания участвует в работе Следственной комиссии.

Сужение сферы применения пытки постарались заполнить действием религии. Для получения правдивых показаний с подозреваемым, равно как и с доносчиком, в начале следствия начал беседовать тюремный священник Петропавловской крепости, чьи действия стали называться "увещевание священническое". Отныне стратегической целью следователей как в рясах, так и в штатском стало добиться от допрашиваемого не только чистосердечного признания, но и раскаяния в содеянном. Раскаяние под угрозой применения пытки в случае упорствования быстро превратилось в высшую форму признания под воздействием религиозного чувства. Широкому внедрению его в следственную практику в немалой степени способствовала и показная набожность С. Шешковского, отмечаемая современниками. При этом ставшее ритуалом раскаяние чрезвычайно упрощало розыск, делая ненужными не только улики и доказательства, но и пытку как способ получения признаний. Пытать в екатерининскую эпоху действительно стали несколько меньше, однако сенатское постановление от 15 мая 1767 г. Окончательно пытки были отменены лишь в 1801 г. Александром I. Хотя Екатерина II лично приказывала Шешковскому сечь чем-либо возмутивших ее дам, тем не менее она лицемерно отрицала наличие в ее правление не только пыток, но и порки. В письме А. Бибикову 15 марта 1774 г. Двенадцать лет Тайная экспедиция под моими глазами ни одного человека при допросах не секли ничем, а всякое дело начисто разобрано было; и всегда более выходило, нежели мы желали знать"24. Заигрывавшая с общественным мнением правительница признавалась, что тщательно следит за работой подвластного ей органа государственной безопасности. Помимо некоторого ограничения пыток, Екатерина II внесла в деятельность политического сыска два важных новшества. Во-первых, она распорядилась засылать лазутчиков в места массового скопления людей для подслушивания разговоров. Московский главнокомандующий князь М. Волконский 13 декабря 1773 г. Секретной агентурой в собственном смысле слова эти слухачи пока еще не являлись, но были, безусловно, ее предшественниками. Екатерина II желала знать не только что говорят, но и что пишут ее подданные, и вторым ее нововведением стала перлюстрация корреспонденции, т. На почтамтах письма аккуратно вскрывали, переписывали, а оригиналы отправляли по назначению. Вызывавшие по тем или иным причинам интерес письма отправлялись в Тайную экспедицию, а иногда попадали на стол к самой императрице. Перлюстрация стала дополнительным источником информации, и если добытые таким путем сведения заслуживали внимания, то начинался стандартный розыск с арестом подозреваемых, допросами свидетелей и т. После смерти Екатерины II в 1796 г. Матери своей он не любил и многие из своих начинаний проводил в пику прежней политике. Хотя новый император и освободил целый ряд заточенных его матерью лиц, тем не менее Тайная экспедиция была оставлена в неприкосновенности. Характер нового царя обеспечил ей достаточно большой фронт работ. Мертваго, подчиненный П. Обольянинова генерал-прокурора и фаворита Павла так вспоминает об этом периоде: "Время это было самое ужасное. Государь был на многих в подозрении. Тайная канцелярия была занята делами более Вотчинной; знатных сановников почти ежедневно отставляли от службы и ссылали на житье в деревни. Государь занялся делами церковными, преследовал раскольников, разбирал основание их секты, многих брали в Тайную экспедицию, брили им бороды, били и отправляли на поселение. Словом, ежедневный ужас. Начальник мой стал инквизитором, все шло через него. Сердце болело, слушая шепоты, и рад бы не знать того, что рассказывают"31. Уже в самом начале нового правления была сделана попытка рассмотрения письменных доносов самим царем. Подозрительный даже по отношению к своему окружению, Павел I приказал на стене Зимнего дворца повесить специальный ящик, куда каждый желающий мог положить сообщение для государя. Не доверяя этой ответственной миссии никому, царь каждый раз собственноручно открывал ящик и забирал пришедшую корреспонденцию. Правда, в конечном счете Павлу I пришлось отказаться от своей затеи - в ящик стали бросать ругательные письма и памфлеты против него самого. Шпиономания сына Екатерины II доходила до крайних пределов, и Е. Комаровский впоследствии вспоминал, что как-то раз в беседе с ним Павел I сказал, "что все против него, г. Император, по словам А. Чарторыйского, с самого момента восшествия на престол со страхом предчувствовал грядущий дворцовый переворот. Предчувствия не обманули Павла, и невзирая на все меры предосторожности переворот все-таки произошел. По иронии судьбы именно военный губернатор столицы П. Пален, пользовавшийся доверием императора, в том числе и в делах политического розыска, и стал одним из организаторов заговора. После убийства своего отца в ночь в 11 на 12 марта 1801 г. Если Павел I ненавидел свою мать Екатерину II, то и Александр I, в свою очередь, сильно недолюбливал отца и, напротив, обожал свою державную бабку. Стремясь успокоить дворянство, взбудораженное суровостями Павла, новый царь громогласно пообещал править "по законам и сердцу бабки нашей Екатерины Великой". Подобно тому как в начале своего правления императрица подтвердила решение своего мужа о ликвидации Канцелярии тайных розыскных дел, так и одним из первых шагов ее внука стало уничтожение Тайной экспедиции. Объявляющий об этом манифест от 2 апреля 1801 г. Но как с одной стороны, впоследствии времени открылось, что личные правила, по самому своему существу перемене подлежащие, не могли положить надежного оплота злоупотреблению, и потребна была сила закона, чтобы присвоить положениям сим надлежащую непоколебимость, а с другой, - рассуждая, что в благоустроенном государстве все преступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона, Мы признали за благо не только название, но и само действие Тайной экспедиции навсегда упразднить и уничтожить, повелевая все дела, в оной бывшие, отдать в Государственный архив к вечному забвению: на будущее же время ведать их в 1-ми 5-м департаментах Сената и во всех присутственных местах, где ведаются дела уголовные"33. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от Петра III и Екатерины II, ограничившихся лишь сменой вывесок в демагогических целях, Александр I действительно уничтожил в тот момент политический сыск как централизованную структуру. Следующим шагом молодого царя-либерала было полное и безусловное запрещение пытки. В посвященном этому указе от 27 сентября 1801 г. Чтобы нигде ни под каким видом ни в вышних, ни в нижних правительствах и судах никто не дерзал ни делать, ни допущать, ни исполнять никаких истязаний под страхом неминуемого и строгого наказания... Зловещая пыточная канцелярия наконец прекратила свое существование не только на словах, но и на деле. Однако вскоре Александр I и его ближайшее окружение поняли, что без какого-то органа государственной безопасности власть существовать не может. Основная угроза на этот раз исходила не столько изнутри страны, сколько извне - вставший во главе Франции Наполеон явно рвался к мировому господству. После сокрушительного разгрома Австрии и Пруссии на пути к нему у великого завоевателя оставалось только два препятствия - Англия и Россия. Французская разведка в тот период являлась одной из лучших в мире и проявляла большой интерес к действительным или потенциальным противникам своего императора. В отечественных документах 1810-1812 гг. Несмотря на все попытки противодействия их деятельности так, например, уже перед самым началом Отечественной войны 1812 г. Барклая де Толли через Д. Савана сумела подбросить французам дезинформацию о своих планах ведения боевых действий , далеко не все усилия наполеоновской разведки оказались тщетными. Француз Домберг, участвовавший в походе на столицу России, позднее вспоминал: "Москва, несмотря на громадное протяжение и обезлюдение, царствовавшие в ней, не представляла для французов никакого затруднения относительно распознавания местности, что обыкновенно случается в незнакомом городе. Самые положительные сведения, мельчайшие топографические подробности, доставлены были еще до начала войны нашим консулом Дорфланом. Он находился тут же при армии, так что указания его переходили ко всем, начиная с офицеров и до последнего солдата"35. Первоначально Александр I попытался решить проблему государственной безопасности без создания единого специализированного органа. На созданное 8 сентября 1802 г. Министерство внутренних дел были возложены многочисленные функции внутреннего управления страной, и среди них "попечение о повсеместном благосостоянии народа, о спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи". Одновременно на строгих конспиративных началах при петербургском военном губернаторе стала действовать Тайная полицейская экспедиция. Секретная инструкция так определяла круг ее обязанностей: "Тайная полицейская экспедиция обнимает все предметы, деяния и речи, клонящиеся к разрушению самодержавной власти и безопасности правления, как-то: словесные и письменные возмущения, заговоры, дерзкие или возжигательные речи, измены, тайные скопища толкователей законов, учреждениев, как мер, принимаемых правительством, разглашателей новостей важных, как предосудительных правительству и управляющим, осмеяний, пасквилесочинителей, вообще все то, что относиться может до государя лично, как правление его. Тайная полицейская экспедиция должна ведать о всех приезжих иностранных людях, где они жительствуют, их связи, дела, сообщества, образ жизни, и бдение иметь о поведении оных"36. Однако обе структуры работали явно неэффективно, и, отправляясь в 1805г. Ко-маровскому: "Я поручаю столицу Вязмитинову, а тебя назначаю к нему в помощники; сверх того, я желаю, чтобы учреждена была секретная полиция, которой мы еще не имеем и которая необходима в теперешних обстоятельствах. Для составления правил оной назначен будет комитет из князя Лопухина, графа Кочубея и тебя... В его состав вошли министр внутренних дел В. Кочубей, министр юстиции П. Лопухин и военный министр, являющийся одновременно военным губернатором Петербурга С. Вязмитинов Е. Комаровский к работе в этом органе, несмотря на разговор с императором, так и не был привлечен. В составленной Н. Новосильцевым инструкции определялись две функции этого межведомственного совещания: "а сохранение общественного спокойствия и тишины; б отвращение недостатков продовольствия и жизненных припасов в столице". Для достижения этих целей Комитет высшей полиции должен был "немедленно и исправно" получать информацию от столичного обер-полицмейстера о подозрительных лицах, приезжих, слухах, скопищах и собраниях, о состоянии продовольствия , министра внутренних дел о слухах, поступающих из губерний через местных начальников , директора почт о подозрительной переписке , а затем доводить ее до сведения Комитета министров и самого императора. Не только деятельность, но и само существование этого органа окружалось завесой абсолютной секретности. Девятый пункт составленного для него наставления гласил: "Само собою разумеется, что существование сего Комитета, равно и советывания оного по вышеуказанным предметам и сношения с полицией и дирекцией почт должны сохраняемы быть в совершенной тайне, дабы не возродить в обществе напрасного опасения, что предстоит какое зло и через то нарушить его спокойствие. А по сему для письмоводства по делам, в Комитете производящимся, не назначать особых чиновников, а исправлять оное в департаменте министра внутренних дел". По мнению большинства исследователей, не обнаруживших в архивах никаких следов его деятельности, Комитет высшей полиции так и не приступил к своей деятельности, однако пункт 11 наставления прямо предусматривал отсутствие подобных следов: "Все предписания, которые Комитет за нужное признает сделать, даются от лица того министра, до которого оное касаться будет по вверенным управлению их делам"38. Тем не менее и этот опыт был признан неудачным, и по предложению Н. Новосильцева, одного из ближайших друзей царя, 13 января 1807 г. Когда у Вязмитинова после выхода этого указа возник закономерный вопрос: что же делать с Комитетом 1805 г. Весьма показательно появление в составе Комитета общей безопасности А. Макарова - ученика и преемника С. Шешковского на посту фактического руководителя Тайной экспедиции при Сенате. Тем самым устанавливалась определенная преемственность между прежним и новым органом политического сыска. Помимо указанных выше лиц в работе Комитета 1807 г. Салтыков, министр полиции А. Балашов и с 1814 г. Интересно, что Н. Итак, новый орган госбезопасности Российской империи создавался не только для противодействия французскому шпионажу, но и для борьбы с масонскими тайными обществами - иллюминатами и мартинистами. В принадлежности к иллюминатам подозревали автора проекта крупномасштабных реформ М. Сперанского, бывшего одно время одним из наиболее близких советников Александра I. Входивший в состав Комитета 1807 г. Балашов вместе со своим помощником Я. Однако торжество представителей Комитета общей безопасности было временным - через некоторое время оба инициатора отставки Сперанского были сначала фактически, а затем и формально отстранены от власти, а сам реформатор возвращен из ссылки.

Всем известно, что к учреждению Тайных розыскных Канцелярий, сколько разных имен им ни было, побудили Вселюбезнейшего Нашего Деда Государя, Императора Петра Великого, вечной славы достойные памяти, Монарха великодушного и человеколюбивого, тогдашних времен обстоятельства и неисправленные еще в народе нравы. С того времени от часу меньше становилось надобности в помянутых Канцеляриях; но как Тайная розыскных дел Канцелярия всегда оставалась в своей силе: то злым, подлым и бездельным людям подавался способ, или ложными затеями протягивать вдаль заслуженные ими казни и наказания, или же злостнейшими клеветами обносить своих начальников или неприятелей. Сего ради и последуя Нашему человеколюбию и милосердию, и прилагая крайнее старание, не токмо неповинных людей от напрасных арестов, а иногда и самых истязаний защитить; но паче и самым злонравным пресечь пути к произведению в действо их ненависти, мщения и клеветы, а подавать способы к их исправлению, объявили уже в Нашем Сенате во время присутствия Нашего в 7 день сего месяца, что отныне Тайной Розыскных дел Канцелярии быть не имеет, и оная совсем уничтожается, а дела, если бы иногда такие случились, кои до сей Канцелярии принадлежали бы, смотря по важности, рассматриваемы и решены будут в Сенате… 1 Вышепомянутая Тайная розыскных дел Канцелярия уничтожается отныне навсегда, а дела оной имеют быть взяты в Сенат, но за печатью к вечному забвению в Архив положатся.

ТА́ЙНАЯ КАНЦЕЛЯ́РИЯ

Итак, первая Тайная канцелярия была основана Петром Великим в самом начале его царствования и называлась Преображенский приказ по имени села Преображенского. ТАЙНАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ (Тайная розыскная канцелярия, Тайная розыскных дел канцелярия, Канцелярия тайных дел), одно из центр. гос. учреждений в России в 1-й трети 18 в., осуществлявшее следствие и судопроизводство гл. обр. по важнейшим политич. обвинениям. В этот день 1762 года император Петр III подписал манифест, которым была уничтожена Тайная канцелярия, орган политического сыска и суда в Российской империи. В марте 1731 Т. к. была восстановлена под названием Канцелярия тайных розыскных дел, которая была ликвидирована в 1762, а её функции перешли к Тайной экспедиции (См. Тайная экспедиция) при Сенате. Созданный в 1654 году приказ представлял собой одновременно личную царскую канцелярию. Также в него передавались по особому царскому указу дела других приказов.

Тайная канцелярия: как действовала «русская инквизиция»

Статья по теме: Высшая военная полиция против французских шпионов. Разведка и контрразведка В годы царствования Екатерины II Тайная экспедиция производила следствие и суд по важнейшим политическим и государственным делам: расследовала неудавшуюся попытку дворцового переворота 1764 года подпоручика Семеновского полка Василия Мировича; проводила уголовное преследование писателя Александра Радищева, автора произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»; курировала суд над предводителем поволжского бунта Емельяном Пугачевым; вела дело самозванки княжны Таракановой. Через пять лет после смерти Екатерины Великой Тайная экспедиция при Сенате была упразднена. В 1801 году Император Александр I перераспределил функции учреждения между 1-ым и 5-ым департаментами Сената. Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II.

После участия руководителей КГБ в августовском путче был расформирован. Функции: расследование государственных преступлений, контрразведка, подготовка кадров. Ведало контрразведкой, оперативной деятельностью, погранвойсками.

В ее компетенцию вошли все ведомства МБР, кроме погранвойск. Реформа полиции подготавливалась одновременно с крестьянской. Отмена крепостного права не сразу и не в полной мере привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков. Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране определили необходимость создания разветвленной охватывающей в полной мере и сельские районы и более централизованной системы полицейских органов. До 1880 г. Сосредоточение в руках единого органа руководства общей и политической полицией давало возможность царскому правительству широко использовать огромный аппарат общей полиции в борьбе с революционным движением. После 1880 г. В ряде местностей особо опасных кроме губернских были созданы уездные жандармские управления.

При некоторых губернских управлениях существовали пограничные пункты. Значительно увеличились штаты жандармерии и численность отдельного корпуса жандармов. В составе жандармских управлений создавались особые розыскные управления. Руководство политической полицией сосредоточивалось в специальном секретном делопроизводстве департамента полиции. В ведении последнего находилась Заграничная агентура департамента полиции - специальный орган, действовавший против эмигрантов из России за рубежом. В 1898 г. Развитие революционного движения в стране заставило царизм дополнительно к имевшимся органам создать новые специальные секретные органы политического сыска - отделения по охране порядка и общественной безопасности так называемые охранные отделения или охранка , действовавшие методами негласной розыскной деятельности. В 1880 г.

Позднее, особенно в начале XX в. Главными средствами охранных отделений были агентура и филеры. Имея небольшой официальный штат, охранка широко использовала секретных агентов наружного наблюдения, негласных агентов-осведомителей, провокаторов. Основной задачей негласных агентов являлось проникновение в революционную среду, и, прежде всего в организуемые союзы и общества, а затем в рабочую социал-демократическую партию. Весьма широкие полномочия полиции в области борьбы с революционным движением были значительно увеличены в соответствии с принятым в 1881 г. Положением о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Согласно этому Положению любая местность по решению министра внутренних дел, генерал-губернатора при отсутствии внешней опасности могла быть объявлена в состоянии усиленной или чрезвычайной охраны. Срок действия этого Положения устанавливался в три года, но оно регулярно продлевалось и просуществовало вплоть до февраля 1917 г.

В 1879 г. Тюремная система была реформирована. Ликвидированы существовавшие ранее исправительные и работные дома, долговые тюрьмы. Положение заключенных было несколько улучшено. В 1895 г. Это обрушение произошло практически одномоментно, в ходе Февральской революции, и имело место как на институциональном уровне то есть развал институтов власти , так и на личностном. Институциональный развал должен быть неизбежно коснуться охранных структур, то есть тайной полиции или, что в данном случае синонимы, политической полиции, системы политического сыска. В логике освободительного движения начала ХХ века, ведшего свою историю еще с декабристов, эти структуры в принципе не имели права на существование, их необходимость была отнюдь не очевидна для общественных деятелей, в одночасье превратившихся в представителей новой государственной системы после Февраля 1917 года.

Еще в 1913 году деятели думской оппозиции отказывались согласовывать масштабный проект реформы полиции в империи, обосновывая свое нежелание идти навстречу Министерству внутренних дел именно по причине принципиального несогласия с заявленной им позицией, что охранные структуры должны существовать в независимости от типа политического строя[1]. При этом на личностном уровне отношение новой власти к представителям царской администрации было различным, подчас — вполне благожелательным. Как известно, многие высшие сановники Российской империи были арестованы, и Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства в течение длительного времени вела их допросы. Общеизвестны и истории исчезнувших губернаторов, убитых или бежавших полицмейстеров и городовых. В то же время не стоит говорить об однозначном неприятии деятелями Временного правительства чинов государственного аппарата Российской империи. Даже жандармы получили возможность службы после Февраля 1917 года, дав в письменной форме присягу новой власти. Как отмечает в своем исследовании В. Хутарев-Гарнишевский, уже в середине марта 1917 года прошения служить Временному правительству подали 25 видных деятелей упраздненной политической полиции.

И их просьбы были удовлетворены[2]. История взаимодействия военных, расследовавших злоупотребления в русских военных миссиях, с политическими эмигрантами в европейских странах Франции, Британии, Италии полноценно не исследована, поэтому на данный момент можно лишь утверждать, что это взаимодействие было, и оно было взаимовыгодным, в том числе по аппаратным и идейно-политическим причинам. В центре этого негласного взаимодействия в Париже находились полковник Колонтаев, с одной стороны, а с другой — комиссар Временного правительства заграницей С. Сватиков и деятели Комиссии по разбору дел Заграничной агентуры Департамента полиции. Комиссия по разбору дел Заграничной агентуры Департамента полиции официально возникла в Париже в конце апреля 1917 года по распоряжению Чрезвычайной следственной комиссии, ведшей в Петрограде допросы высших царских сановников[5]. В действительности, будущие члены парижской комиссии, судя по всему, проникли в помещение Заграничной агентуры еще 1 марта 1917 года, то есть даже до отречения императора Николая II от власти[6]. Эти материалы в октябре 1917 года срочно просил у Агафонова Сватиков, заканчивавший в это время итоговые отчеты Временному правительству о своей заграничной командировке отчеты были готовы к 23 октября[12], письмо Сватикова Агафонову датируется 16 октября[13]. Спецслужбы, армия и власть накануне падения Российской империи, 1913 — 1917 гг.

Политическая полиция и либеральное движение в Российской империи, 1880 — 1905 гг. СПб, 2020. Сватикова см. Сватиков - историк и общественный деятель. Ростов-на-Дону, 1999. Сам отчет Колонтаева занял 20 листов. Царствование Александра I, начавшееся убийством отца, в отношении внутриполитического положения в империи следует считать вполне спокойным, если сравнить его с предыдущим и последующим периодами русской истории. Но, несмотря на это, вскоре после торжественной и громогласной ликвидации Тайной экспедиции Александр I пришел к мысли о необходимости существования в государстве централизованной системы политического сыска.

Почти одновременно с созданием Министерства внутренних дел император учредил при столичном военном губернаторе Тайную полицейскую экспедицию, также осуществлявшую политический сыск. Приведу извлечение из секретной инструкции: «Тайная полицейская экспедиция обнимает все предметы, деяния и речи, клонящиеся к разрушению самодержавной власти и безопасности правления, как-то: словесные и письменные возмущения, заговоры, дерзкие или возжигательные речи, измены, тайные скопища толкователей законов, учреждениев, как мер, принимаемых правительством, разглашателей новостей важных, как предосудительных правительству и управляющим, осмеяний, пасквилесочинителей, вообще все то, что относиться может до государя лично, как правление его.

В 1827 году они были сведены в Корпус жандармов с 1836 года — Отдельный корпус жандармов. Действуя под руководством Третьего отделения, жандармы осуществляли политический сыск и вели следствие по делам о государственных преступлениях, конвоировали особо опасных преступников, руководили розыском беглых крестьян и дезертиров. В разное время численность жандармов в Российской империи колебалась от четырёх до семи тысяч. Третье отделение готовило для императора обзоры общественного мнения и другие документы.

Оно информировало царя о настроениях различных слоёв общества: от придворных до крепостных крестьян. По словам историков, работники Третьего отделения использовали сотрудничество с тайными агентами, наружное наблюдение, просматривали корреспонденцию. Восстания на национальных окраинах и крестьянские волнения, правда, происходили регулярно, но решение этих проблем перекладывалось на местные власти, которые использовали войска», — рассказал в комментарии RT историк спецслужб Александр Колпакиди. При этом сотрудники Третьего отделения не только вели правоохранительную деятельность, но и снижали напряжение в обществе, помогая решать острые социальные проблемы. Например, они добивались от власти открытия новых больниц, а также убеждали монархов в целесообразности ограничения крепостного права. Вся основная работа была возложена на управляющих отделением.

Его возглавлял выходец из Польши Адам Сагтынский. Представители этого подразделения формировали общественное мнение за рубежом, склоняли к сотрудничеству редакторов влиятельных СМИ, занимались военной разведкой», — рассказал Колпакиди. Историки отмечают, что Адам Сагтынский, имевший статус чиновника для особых поручений, долгое время был третьим по уровню влияния сотрудником отделения. Для консерваторов это было позитивным явлением, для сторонников реформ — напротив, негативом. Однако в преддверии Крымской войны Третье отделение продемонстрировало свою неэффективность. Россия оказалась без союзников, практически в полной международной изоляции, а власти даже не смогли объективно оценить складывавшуюся ситуацию», — подчеркнул Колпакиди.

Якобы когда приглашенный садился в него, подлокотники кресла защелкивались, а само кресло опускалось в люк в полу, так что одна голова оставалась торчать. Далее невидимые подручные кресло снимали, освобождали гостя от одежды и секли, не зная кого. В описании сына Александра Николаевича Радищева Афанасия Шешковский и вовсе предстает садистом-маньяком: «Он действовал с отвратительным самовластием и суровостью, без малейшего снисхождения и сострадания. Шешковский сам хвалился, что знает средства вынуждать признания, а именно он начинал тем, что допрашиваемое лицо хватит палкой под самый подбородок, так что зубы затрещат, а иногда и повыскакивают. Ни один обвиняемый при таком допросе не смел защищаться под опасением смертной казни. Всего замечательнее то, что Шешковский обращался таким образом только со знатными особами, ибо простолюдины были отдаваемы на расправу его подчиненным. Таким образом вынуждал Шешковский признания.

Наказания знатных особ он исполнял своеручно. Розгами и плетью он сек часто. Кнутом он сек с необыкновенной ловкостью, приобретенною частым упражнением». Наказание кнутом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий