Поэты ссср и влияние

Послевоенная искренность и поэзия в хрущевках. — Изменила ли что-то война и в статусе советского поэта, и в том, как продолжила развитие неподцензурная поэзия? — Поэзия не развивается скачкообразно, блоками. Молодые поэты подражали ведущим фигурам 1920-х годов, таким как Сергей Есенин и, в особенности, Владимир Маяковский. Влияние последнего отразилось, в частности, на творчестве Роберта Рождественского и самого Евтушенко.

Советская поэзия

Допущенные к печати поэты делились на «пролетарских» а также «комсомольских» и «попутчиков» Попутчиком называли человека, разделяющего взгляды большевиков, но не состоящего в партии. Изначально советская власть относилась к «попутчикам» благосклонно, позднее это слово в официальном языке приобрело негативную коннотацию. Но при этом сами пролетарские поэты в недавнем прошлом ученики Андрея Белого, Гумилёва, Ходасевича в значительной части были эпигонами модернистов. Общего стиля не было и у следующей генерации — «комсомольских поэтов»: Михаила Светлова 1903—1964 , Александра Жарова 1904—1984 , Иосифа Уткина 1903—1944 , Михаила Голодного 1903—1949 , Джека Алтаузена 1907—1942 , Николая Дементьева 1907—1935 и других. В большей или меньшей степени одарённые Светлов, автор знаменитых «Гренады» и «Каховки», здесь явно выделялся , они брали понемногу от Гумилёва самые простые вещи — романтику, экзотизм , от Есенина одновременно борясь с «есенинщиной» , от конструктивизма. Но у комсомольских поэтов все эти приёмы присутствуют в упрощённом, разведённом виде — и густо сдобрены идеологией.

Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Некоторые позднее погибли во время Большого террора; Демьян Бедный, ранее номенклатурная персона у него, к примеру, была квартира в Кремле , был исключён из Союза писателей. Другие наряду с «попутчиками» чей статус резко повысился приняли участие в формировании новой государственной литературы, в том числе поэзии. Посмотрим, какие варианты канонических стилей сложились к тридцатым годам. Один из них мы назвали бы «постлефовским».

Речь не о виртуозно-формалистической манере Семёна Кирсанова Семён Исаакович Кирсанов 1906—1972 — поэт, прозаик, журналист. Родился в Одессе, имя при рождении — Самуил Ицекович Кортчик. В 1922 году организовал Одесскую ассоциацию футуристов, в том же году познакомился с Владимиром Маяковским и стал его соратником по ЛЕФу, после самоубийства Маяковского заявлял о том, что собирается продолжать его дело. С 1937 года преподавал в Литературном институте, в 1941 году пошёл на фронт добровольцем и прошёл всю войну, с 1950-х активно занимался поэтическим переводом. Поэзия Кирсанова отличается повышенным вниманием к звучанию, словесной игре, он считался виртуозом поэтического эксперимента; в последние годы жизни, впрочем, Кирсанов сознательно пришёл к большей строгости и простоте формы.

Публицистические стихи в духе позднего Маяковского в изобилии писались вплоть до 1970-х годов — правда, в сталинское время меньше, чем после 1953 года.

Название позаимствовано из цикла новелл Гофмана, где описано литературное содружество имени пустынника Серапиона. Первоначальные названия — «Левый фланг», «Академия левых классиков». Участники: Даниил Хармс 1905 — 1942; настоящая фамилия — Ювачёв , Александр Введенский 1904 — 1941 , Николай Заболоцкий 1903 — 1958 , Константин Вагинов 1899 — 1934; настоящая фамилия — Вагенгейм , к ним примыкал также Евгений Шварц 1896 — 1958. ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. Нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься заставили некоторых обэриутов переместиться в «нишу» детской литературы Введенский, Хармс, Владимиров и др. Многие крупные писатели например, Ахматова, Замятин, Мандельштам, Сологуб не входили ни в одно из объединений. Началась подготовка к созданию единого Союза советских писателей. Москва, 1934.

Открытие Первого съезда советских писателей в Доме Союзов. В 1922 году учреждён Главлит — Главное управление по делам литературы и издательств, организация, занимавшаяся цензурой художественных произведений и охраной государственной тайны. В декрете о создании Главлита были сформулированы общие принципы, которыми нужно было руководствоваться при запрещении издания или распространении произведений: агитация против Советской власти, возбуждение общественного мнения путём сообщения ложных сведений, возбуждение националистического и религиозного фанатизма, порнографический характер. Запрещённые книги отправлялись в спецфонд Библиотеки имени Ленина, и за годы советской власти таких книг накопилось несколько десятков тысяч наименований. Главлит в среде диссидентов называли «Министерством правды» по аналогии с организацией, описанной в романе Оруэлла «1984».

Волошин до 1932 г. Кузмин до 1936, О. Мандельштам до 1938, Б. Пастернак до 1960, А. Ахматова до 1966. Даже расстрелянный Гумилев «тайно» жил в поэтике своих советских последователей, пусть и не стоивших «учителя». Тихонов и А. Сурков, каждый на свой лад, перерабатывали интонации и приемы Гумилева в те годы, когда имя Гумилева было под запретом... Хотя его прямые ученики и младшие соратники по перу - Г. Адамович, Г. Иванов, Н. Оцуп и др. Наконец, среди прозаиков и поэтов, пришедших в литературу после революции, были такие, которых при любых оговорках трудно назвать советскими: М. Булгаков, Ю. Тынянов, К. Вагинов, Л. Рассеченная на три части, две явные и одну неявную по крайней мере для советского читателя , русская литература XX века все-таки оставалась во многом единой, хотя русское зарубежье знало и свою, и советскую, а с определенного времени немало произведений задержанной на родине литературы, советский же широкий читатель до конца 80-х годов был наглухо изолирован от огромных национальных культурных богатств своего века как и от многих богатств мировой художественной культуры. Русская культура вплоть до начала 1990-х годов оставалась литературоцентричной. При огромных пространствах России и СССР и трудности в силу как административных, так и материальных причин передвижения по ним типичное русское познание - книжное познание. Издавна писатель в России почитался учителем жизни. Литература была больше, чем только и просто художественная словесность. И при царях, и особенно при коммунистах она во многом заменяла россиянину, а тем более советскому человеку и философию, и историю, и политэкономию, и другие гуманитарные сферы: в образах зачастую «проходило» то, что не было бы пропущено цензурой в виде прямых логических утверждений. Власти, со своей стороны, охотно пользовались услугами лояльных им литераторов. После 1917 г. Конечно, была и сильнейшая непосредственная идеологическая обработка советского человека, но газет он мог и не читать, а к советской литературе хотя бы в школе приобщался обязательно. Советские дети играли в Чапаева, правда, уже после появления кинофильма, юноши мечтали походить на Павла Корчагина и молодогвардейцев. Революцию советские люди представляли себе прежде всего по поэмам Маяковского позже - по кинофильмам о Ленине и Сталине , коллективизацию - по «Поднятой целине» Шолохова. Отечественную войну - по «Молодой гвардии» А. Фадеева и «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, а в иные времена - по другим во многих отношениях, но тоже литературным произведениям Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова, В. Астафьева и т. Установки в разных ветвях литературы были противоположны. Советские писатели мечтали переделать весь мир, изгнанники - сохранить и восстановить былые культурные ценности. Но утопистами были и те и другие, хотя первые - в большей степени. Построить земной рай, тем более с помощью адских средств, было невозможно, но невозможно было и вернуть все на круги своя именно таким, каким оно было или казалось на временном и пространственном расстоянии. Что касается «задержанной» литературы, то тут не было устойчивой закономерности. Тоталитарная власть отторгала и действительно чуждых ей художников, и верных ее адептов, провинившихся иногда в сущей малости, а порой и вовсе не провинившихся. Многое зависело от субъективных причин, от случайностей. Среди уничтоженных тоталитаризмом прозаиков и поэтов, чьи произведения тут же вычеркивались из литературы вместе с их именами, были не только О. Мандельштам, И. Бабель, крестьянские поэты Н. Клюев, С. Клычков, П. Васильев и другие не очень вписывавшиеся в советскую литературу художники, но и большинство ее зачинателей - пролетарских поэтов, многие «неистовые ревнители» из РАППа и огромный ряд не менее преданных революции людей. В то же время жизнь но не свобода творчества была сохранена А. Ахматовой, М. Булгакову, А. Платонову, и т. Часто произведение вовсе не допускалось в печать либо подвергалось разгромной критике сразу или спустя некоторое время по выходе, после «его как бы исчезало, но автор оставался на свободе, периодически проклинаемый официозной критикой без опоры на текст или с передергиванием его смысла. Булгакова, но полное «возвращение» состоялось лишь на рубеже 80-90-х годов, когда российский читатель получил и ранее скрытые от него скрытые за исключением некоторых, преимущественно бунинских произведения эмигрантской литературы. Практическое воссоединение трех ветвей русской литературы к концу века состоялось и продемонстрировало ее единство в главном: высочайшие художественные ценности были во всех трех ветвях, в том числе и в собственно советской литературе, пока ее одаренные представители искренне верили в утверждаемые ими идеалы, не позволяли себе сознательно лгать, выдавать желаемое за действительное и не подчиняли свое творчество официальной мифологии, когда ее искусственность стала уже угрожающей. Раскол произошел по идеологической, политической причине. Но в большой исторической перспективе, в которой проверяются художественные ценности, идеология и политика не столь уж важны: язычник Гомер или мусульманин Низами велики и для христианина, и для атеиста, а их политические взгляды мало кому интересны. Идеологическое же разделение ветвей русской литературы не было ни абсолютным, ни однозначным. При всей идеологической унификации в Советском Союзе были несоветски и антисоветски настроенные писатели, а в русском зарубежье - настроенные просоветски, и вообще там была большая идеологическая дифференциация писателей. Важное отличие литературы XX века от литературы предшествующего столетия состоит в том, что в XIX веке довольно мало поэтов и прозаиков второго ряда Батюшков, Баратынский, А. Гумилев ряд стихотворений позднего Гумилева - настоящая классика , М. Кузмин, М. Волошин, Н. Клюев, В. Ходасевич, Н. Заболоцкий, поздний Г. Рубцов; в повествовательной прозе - Е. Замятин, Б. Зайцев, А. Ремизов, М. Пришвин, Л. Леонов, Борис Пильняк, И. Бабель, Ю. Тынянов, С. Клычков, А. Грин, К. Добычин, М. Осоргин, Г. Газданов, впоследствии, возможно, Ю. Домбровский, некоторые писатели 70-80-х годов. Огромное влияние на раннюю и лучшую послеоктябрьскую литературу оказал Андрей Белый, хотя его собственные лучшие стихи и высшее достижение символистской прозы, роман «Петербург», появились до революции. Некоторые авторы, как Вс. Иванов, К. Федин, А. Фадеев или Н. Тихонов, В. Казин, высоко оценивались критикой, иногда подавали надежды небезосновательно, но потом не смогли их оправдать. В XX веке родилась подлинная классика детской литературы, интересная «научная» фантастика.

Кажется, что Окуджава пишет о себе, о своих друзьях, ставя их на место исторических героев. Поэзия Окуджавы несет в себе огромный заряд доброты, она напоминает нам о милосердии, любви к ближнему, к Родине, к нашей истории, помогает нам верить в лучшее и светлое начало. В его стихах для нас будет всегда звучать «надежды маленький оркестрик… Традиции модернистской поэзии С традициями модернистской поэзии Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой связано творчество поэтов разных поколений, прежде всего А. Тарковского, Д. Самойлова, С. Липкина, Б. Ахмадулиной, А. Кушнера, О. Чухонцева, В. Этих поэтов роднит присущее им чувство историзма, которое проявляется в явном или неявном диалогическом цитировании классических произведений, в осмыслении памяти как основы нравственности, спасающей человека и культуру от хаоса. Так, например, в стихотворении В. Кривулина обыгрывается цитата из «Божественной комедии» Данте: Земную жизнь пройдя до середины, споткнулась память. Опрокинулся и замер лес, погруженный в синеву. Черника — смерть! Но кровоточит мякоть сердцевины — прилипла к нёбу, стала голосами, с какими в памяти раздавленной живу. Её круг читателей был уже, но поклонение от этого ещё яростнее. Талант Ахмадулиной интонационный, акцентный. Это особенно очевидно в авторском исполнении стихов: прежде всего слышатся не слова, а некий музыкально-стилистический тон. В стихах Ахмадулиной ценилась не эстрадная громкость голоса, а интимность, изящество, за которые особенно легко принимали стилистическое жеманство: поэтесса любила придать голосу томность и говорить с акцентом, как будто унаследованным от пушкинской эпохи. Уже в ранних стихах Ахмадулиной обнаружилось её стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию.

Как и чем жила «запрещенная» советская поэзия

Как сказал писатель Федор Абрамов «Трагедия времени их сжигала». Александр Блок 1880-1921 Поэт Александр Блок мечтал «о равенстве, о братстве, о свободе» и возлагал надежды на революцию, верил, что новая власть принесет процветание народу. Свободолюбивый поэт был оппозиционером буржуазному классу.

Количество безударных слогов между ударными здесь не постоянно, а колеблется, создавая более изысканный и в то же время естественный ритмический рисунок. Одновременно у Прокофьева появлялись стихи, в которых — то ли тоже в киплинговском, то ли в конструктивистском духе — лихо обыгрывался диалект и быт родного ему Приладожья: И он спросил другого: Что ж ты мне, товарищ, руки не подаёшь? Али ты, товарищ, сердцем сив, По какому случаю сердишьси? Другой поэт и тоже будущий функционер, Алексей Сурков 1899—1983 , воспроизводил интонацию «военного» Гумилёва совершенно буквально — но без той остаточной связи с глубинными смыслами гумилёвской поэзии, которая есть даже у раннего Тихонова: По армейской старой привычке И тащуся к чертям на кулички На попутном грузовике. Константин Симонов Александр Прокофьев Этот по давнему выражению Мандельштама «здравия желаю акмеизм» нашёл полное выражение в поэзии Константина Симонова 1915—1979 и самой его творческой личности. Потомственный офицер, мачо, притом гордящийся как особой заслугой своим пребыванием на фронте в 1941 году в не самой опасной роли военного корреспондента стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…» , он отлично демонстрирует всю двусмысленность этой эстетической линии — и в то же время её роль в сталинском идеологическом проекте. Между прочим, Симонов переводил Киплинга, и весьма успешно.

Другой вариант «постакмеизма» — женская поэзия, ориентирующаяся как на образец на раннюю Ахматову. Ей отдали дань Ольга Берггольц 1910—1975 и Маргарита Алигер 1915—1992. Здесь грань между имитацией и честным развитием традиции не так очевидна, как в случае гумилёвского наследия. Трудно провести жёсткую границу между, к примеру, некоторыми любовными стихами Берггольц и Марии Петровых Мария Сергеевна Петровых 1908—1979 — поэтесса, переводчица. Родилась в Ярославской губернии, окончила Высшие государственные литературные курсы и литературный факультет МГУ. Была мастером классической формы, её стихи испытали влияние акмеистической школы. Переводила поэзию с разных языков, особенно много — с армянского. Петровых дружила с Осипом Мандельштамом он посвятил ей любовное стихотворение «Мастерица виноватых взоров…» , Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком, Арсением Тарковским, высоко ценившими её талант. Но на уровне социального самоощущения и биографии эта разделительная линия выстраивается отчётливо.

Бывшая пламенная комсомолка Берггольц оставалась «государственным» поэтом даже после пыток в НКВД в 1938 году и разочарования в сталинизме.

Александр Сергеевич Грибоедов 1795—1829 Александр Сергеевич Грибоедов 4 [15] января 1795— 30 января [11 февраля] 1829 — русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Грибоедов известен прежде всего благодаря пьесе в стихах «Горе от ума» 1824 , которую до сих пор часто ставят в театрах России.

Комедия «Горе от ума» — вершина русской драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, она послужила источником многочисленных крылатых фраз. Николай Алексеевич Некрасов 1821 - 1878 Николай Алексеевич Некрасов 28 ноября [10 декабря] 1821— 27 декабря 1877 [8 января 1878 — русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы.

С 1847 по 1866 год — руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник», с 1868 года — редактор журнала «Отечественные записки». Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа.

Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии. Стихи Некрасова- это проникновенная простосердечная радость родной природе, гордость за соотечественников и боль за Россию. Наиболее известные произведения поэта: эпическая поэма «Кому на Руси жить хорошо» 1866 - 1867 , поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины» 1871 - 1872 , стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога».

Фёдор Иванович Тютчев 1803 —1873 Фёдор Иванович Тютчев 23 ноября [5 декабря] 1803 — 15 [27] июля 1873 — русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник. Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы — одна из самых распространенных в лирике поэта.

Так, пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей темой поэта. Буйство чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева.

Новое советское время оказалось невыносимым для многих творческих людей, эпоха перемен стала для них проклятьем. Трагедия коснулась и поэтов-романтиков Серебряного века. Как сказал писатель Федор Абрамов «Трагедия времени их сжигала».

Влияние запрета на творчество поэтов в СССР

Ее лирика — это переплетение частного и глобально-исторического, тонкое чувствование боли и страхов этого мира. Первую известность Ахматовой принесло выступление в легендарном петербургском литературном кабаре «Бродячая собака». А после выхода поэтических сборников «Вечер» и «Четки» ее имя прочно заняло место в топе самых популярных авторов. Одно из самых важных произведений Анны Андреевны — это автобиографическая поэма «Реквием», посвященная всем жертвам политических репрессий, их семьям и родственникам. Петрова Н. Ходасевич-Леже , В. Маяковский в 1910 году, картина 1953 года Владимир Маяковский Один из наиболее значимых и всеми любимых поэтов XX века не признавал традиционные стихотворные размеры, работал с актуальными социальными и политическими темами и умел сочетать трогательную лиричность с поистине дерзкими сатирическими выходками. В 1912 году вышел альманах «Пощечина общественному вкусу», в котором были стихи Маяковского и программный манифест, сочиненный им, Давидом Бурлюком и Алексеем Крученых. В нем они призывали сбросить классиков с «корабля современности», уйти от традиционных форм и не бояться экспериментировать. Позже, в 1923 году, Владимир Маяковский создал творческое объединение «ЛЕФ» Левый фронт искусств и одноименный журнал, в котором стал главным редактором. Там печатались многие — например, Борис Пастернак.

Сегодня творчество Маяковского вновь стало пользоваться большой популярностью. Представители хип-хоп-культуры называют его первым рэп-поэтом за его поэтическое бесстрашие, работу с ритмикой и плакатность. Яркий представитель символизма, поэт, носивший в себе весь ужас и красоту этого мира. Его поэзия — это то романтическое откровение, то революционное высказывание, то попытка постичь всю глубину мироздания. Самое важное его произведение, пожалуй, поэма «Двенадцать», в которой он попытался отразить и переосмыслить две революции 1905 и 1917 годов. При жизни Блока ее публиковали более двадцати раз, переводили на иностранные языки и издавали за рубежом. Но многие приняли «Двенадцать» неприязненно — например, поэт Николай Гумилев заявил, что Блок «вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя» хотя поэма появилась до гибели Николая II. Перед своей смертью Блок просил уничтожить экземпляры «Двенадцати», но лишить русскую литературу важнейшего революционного сочинения никто не решился. Николай Гумилев Звезда литературного Петрограда Николай Гумилев известен как создатель школы акмеизма. Экспедиции действительно были для него важны — он черпал в них магическую, живительную силу.

Невозможно было представить себе ни один поэтический вечер без его участия.

Уже на раннем этапе в его творчестве проявилась характерная черта — Фет говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции. Литературные критики считают Фета утонченным лириком, отождествлявшим природу и человеческие чувства. Его называют большим художником, мастером лирических стихотворений.

Но кроме лирических стихотворений, элегий, Фет писал и крупные произведения — баллады, думы, послания. Литературоведы считают Фета настоящим новатором, он изобрел и широко применял собственный жанр — «мелодии». Так поэт называл свои отклики на музыкальные произведения. Афанасий Фет был талантливым переводчиком.

Он отлично знал несколько языков, делал прекрасные переводы стихов латинских авторов, перевел с немецкого языка «Фауста» Гете. Александр Александрович Блок 1880 — 1921 Александр Александрович Блок 16 28 ноября 1880— 7 августа 1921 — известный российский поэт, публицист, драматург и литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей символизма в русской поэзии русского символизма. Начинал творить в духе символизма «Стихи о Прекрасной Даме», 1901—1902 , и пришел к осознанию трагедии современного человека пьеса «Роза и крест», 1912—19132] , идее неизбежности «возмездия» одноимённый цикл 1907—1913; цикл «Ямбы», 1907—1914; поэма «Возмездие», 1910—1921.

Темы творчества Блока: тема поэта и его места в жизни общества; тема жертвенной любви, любви-поклонения; тема Родины и осмысление ее исторической судьбы; красота, как идеал и спасение мира; тема революции; мистические и фольклорные мотивы Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного в большой степени характерно для всего творчества Блока. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма. Блок вообще был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал. Особенностью поэтического стиля А.

Блока является использование метафоры "С Блока начинается … решительное освобождение русского стиха от принципа счета слогов по стопам, уничтожение канонизированного Тредиаковским и Ломоносовым требования метрического упорядочения числа и расположения неударных слогов в стихе. В этом смысле все новейшие русские поэты учились у Блока.

Ильф и Е. Петров и их романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Как вы думаете, могут они составить конкуренцию любому другому мировому юмористическому произведению крупного масштаба? Аркадий Гайдар - самый популярный детский писатель СССР для читателей школьного возраста А давайте вспомним такого сталинского писателя, как Аркадий Гайдар. Он что, не писал произведения мирового уровня? А сколько при Сталине было написано прекрасных исторических произведений, которые до сего дня являются настольными книгами для любого всемирного ученого-историка?

Михаил Булгаков - это советский классик мирового уровня на все времена В. Ян — вечно живая трилогия «Чингисхан», «Батый» и «К последнему морю». Можно сколько угодно придираться к достоверности изложенных в этих книгах исторических данных, но это вам не научные труды, а художественная литература.

Большая часть цензуры приходилось на литературу. Именно государство определяло списки того, что можно читать, а что нельзя. Но цензура в СССР — это накопленный исторический опыт. Вообще первый список запрещенной литературы датируется 1073 годом.

Так называемый «Список отречённых книг» был заимствован из Византии и появился впервые с появлением христианства, как основной государственной религии, то есть в период. Тогда и зародилось понятие «апокриф», т. Так зарождалась первая цензура. Но своему официальному рождению цензура обязана книгопечатанию. XVI в. Первые типографии и соответственно подпадали под религиозную цензуру. Можно считать, что первая цензура — «продукт» царя Ивана Грозного, по приказу которого была построена первая типография.

Со временем духовная Русь вырождалась в светскую Россию. Оградив церковь и религию от управленческих дел в государстве, монархи сосредоточили монополию на печатание книг в своих руках. Одним из самых известных и жестких цензоров считался Николай I — личный цензор Александра Пушкина. Но как однажды сказал профессор русской литературы Павел Семенович Рейфман: «цензура в дореволюционной России была суровой, но в Советском Союзе она приобрела новое качество, стала всеобъемлющей, всесильной». Итак, подборка запрещенных книг в СССР. Более того, его творчество в целом было запрещено на территории «союза». Не менее известен также запрещенный роман «Новый мир».

Роман первоначально приняли в журнал «Новый мир», с Солженицыным даже заключили договор, но роман так и не был опубликован. Легальное существование «Ракового корпуса» в СССР на том этапе оказалось лишь в виде набора нескольких первых глав романа. Но по распоряжению властей печать приостановили, а набор рассыпали. Впрочем, тогда «Раковый корпус» стал расходиться в СССР в самиздате и вплоть до 1990 года роман находился в статусе нелегального. По иронии судьбы роман опубликовали все в том же «Новом мире». Кстати, «Раковый корпус» вкупе с романом «В круге первом» стал одним из оснований для присуждения Солженицыну Нобелевской премии. Изначально рукопись не была запрещенной, ведь о ней никто не знал.

Но после того как произведение попало в руки известного филолога Абрама Вулиса, о нем заговорила вся столица. Впервые рукопись появилась в журнале «Москва»: мы навряд ли узнали бы тогда в тех обрывках культовый роман Булгакова. Под цензурные ножницы попало многое: рассказ об исчезновениях в нехорошей квартире, рассуждения Воланда о метаморфозах москвичей, слово «любовник» в устах Маргариты заменили на «возлюбленный». В полной, уже знакомой нам версии «Мастер и Маргарита» увидел свет только в 1973 году. Рекомендуем также: 3. Роман, совершенно заслуженно получивший Нобелевскую премию, легально не издавался в России вплоть до 1988 года. Первопроходцем стал литературный журнал «Новый мир», порционно печатавший роман.

Порционно — потому что с опаской, ведь до той поры «Доктор Живаго» переходил из рук в руки под строжайшим секретом в виде машинной перепечатки. Притом что на русском языке роман вышел еще в 1958 году в Голландии что, впрочем, мало кого удивит. Однако опасения не оправдались: «Доктора Живаго» советский читатель принял с восторгом. Возможно еще и потому, что книга когда-то была запрещенной: был все-таки в ее прочтении модный тогда бунтарский дух. Рекомендуем также: 4. Принимать творение Набокова на первых порах отказались многие страны мира: Франция, Англия, Аргентина, Новая Зеландия. История о любви взрослого мужчины к 13-летней девочке в СССР оставалась под запретом до 1989 года.

Впрочем, запрет успешно обходили: книгу ввозили из заграницы и продавали на черном рынке. Правда, желающему прочесть диссидентское творение приходилось потратиться: один экземпляр «Лолиты» стоил 80 рублей при средней месячной зарплате в 100. К тому времени, когда роман стал издаваться на законных основаниях, навряд ли в крупных городах нашелся хотя бы один человек, никогда не слышавший о «Лолите». Рекомендуем также: 5. Приговор: 10 лет тюремного заключения с поражением в правах на 5 лет и с конфискацией имущества. Неудивительно, что до 1988 года «Крутой маршрут» распространялся исключительно в самиздате. Под строгую цензурную политику попадала и зарубежная литература.

Например, «По ком звонит колокол» официального запрета на издание в СССР не получил, однако книга относилась к так называемой секретной литературе. Первая публикация в журнале «Интернациональная литература» оказалась неудачной: критики рекомендовали произведение только для «внутреннего употребления». Произведение фактически переписано деятельницей революционного движения Златой Ионовной Лилиной специально для рабоче-крестьянской молодежи. Казалось бы: за что? Однако Лилина нашла в романе ряд серьезных ошибок: автор бросает Робинзона на необитаемый остров, кроме того, все героические поступки автор приписывает тоже одному Робинзону. Очевидно, Дефо просто не знал, что историю творят не отдельные герои, а общество, люди, трудовой народ. Ведь только труд всего общества, коллективизм, коммунизм доведут человечество до того счастливого состояния, которое мы видим в последней главе там он наконец-то устраивает на разумных началах жизнь переселенцев на острове.

Лилина решила не затягивать развитие событий и поскорее приблизить столь же счастливую, сколько и общественную, развязку романа. Повсюду, куда мы только ни ходили, мы видели статуи, бюсты, портреты Маркса… Вездесущее присутствие бороды Маркса меня все более раздражало, и меня терзало острое желание обрить его».

«Пролетарские писатели» и «попутчики»: идеологические битвы в советской литературе

Даже после окончания Советского Союза, некоторые из этих проблем до сих пор остаются актуальными. В заключение. Запрет на творчество поэтов в СССР имел серьезное влияние на литературную жизнь страны. Ею проникнута поздняя лирика А. Ахматовой и С. Маршака, Б. Пастернака и многих других поэтов. Литературные объединения и направления в поэзии 1950 – 1980-х годов. В 1950-е годы творческим оживлением отмечено развитие русской поэзии. Василий Лебедев-Кумач (1898 — 1949) — советский поэт и автор слов многих популярных песен в СССР. Один из основателей Союз писателей СССР и член с 1934 года, Депутат ВС РСФСР с 1938 года. Советские поэты, творившие в период стыка XIX и XX веков, а также те, кто занимался писательством в 60-х годах прошлого столетия, по праву могут назваться революционерами литературы России. Список русских советских поэтов включает авторов, писавших по-русски на территории Советского Союза с 1920-х по 1980-е гг. — главным образом, тех, у кого на этот период пришёлся период наиболее активного творчества (так.

Навигация по записям

  • Советская литература: история и влияние на культуру второй половины XX века
  • ERROR Новости 09.02.2024 12:26:31
  • Как и чем жила «запрещенная» советская поэзия - Тихон СЫСОЕВ
  • Читайте также
  • Поэтическое наследие СССР: стихи советских поэтов и их политическая значимость
  • Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Творчество и жизнь поэтов-шестидесятников

ERROR Новости 09.02.2024 12:26:31 В развитии литературы СССР выделяется несколько этапов и направлений. Основные этапы. 1 этап. С момента образования СССР (1922) и главенства Пролеткульта и Главреперткома до момента образования Союза писателей (1932).
Советская литература в 20—30-е гг. Списки и рейтинги наиболее значимых и известных российских и советских поэтов. ltr83. 100+ великих русских поэтов по литературным периодам. Список наиболее известных поэтов России, СССР и годы их жизни, представленный по историческим периодам.
Знаменитые поэты ссср. Советские поэты разных эпох Самый большой успех данного автора была поэма «Братская ГЭС», в строчках которой появилось выражение, получившее статус девиза: «Поэт в России больше, чем поэт». Также играл в кино и на сцене. После развала СССР переехал вместе со всей семьей в США.

16. Поэт и время: эпоха шестидесятников (Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Самойлова).

Советская поэзия — Мы из CCCР! («Пролетарские поэты», 1922). Отбрасывая, вслед за Маяковским, «транспарант», образец Фета и Надсона, «поэт от станка» использует ритмику, интонацию и образность самого Маяковского, повторяет мысль, более мощно и точно высказанную у непролетарского футуриста.
Советский период Из двух тысяч поэтов и писателей, репрессированных в советское время, полторы тысячи погибли в тюрьмах, лагерях, на пересылках, многие пропали без вести.
Поэт, связующий времена И. А. Бунин — крупнейший поэт XX столетия, творящий в рамках реалистического искусства. Его творчество охватывает самые разные стороны русской жизни: поэт пишет о русской деревне и гримасах буржуазии, о природе родного края и о любви.

Русские поэты после 1917 года: эмигранты против оставшихся

Даже прекрасные строфы ее любовной лирики. В восьмидесятых годах, когда молодое поколение зачастую безжалостно и несправедливо расправлялось с советской поэзией, именно эта искренность уберегла творчество Берггольц от забвения. И касается это не только ее «Запретного дневника», в котором она откровенно рассказывала о своем аресте в 1938 году. Стихотворения о любви издают даже чаще. Друзья твердят: Все средства хороши Друзья твердят: "Все средства хороши, чтобы спасти от злобы и напасти хоть часть Трагедии, А кто сказал, что я делюсь на части? И как мне скрыть - наполовину - страсть, чтоб страстью быть она не перестала? Как мне отдать на зов народа часть, когда и жизни слишком мало? Нет, если боль, то вся душа болит, а радость - вся пред всеми пламенеет. И ей не страх открытой быть велит - ее свобода, Я так хочу, так верю, так люблю.

Не смейте проявлять ко мне участья. Я даже гибели своей не уступлю за ваше принудительное счастье... Вероника Тушнова Одно время довольно часто появлялись статьи, в которых с каким-то удивлением рассказывали о том, как малоизвестный поэт Вероника Тушнова стала довольно обсуждаемой в девяностых. В этой «малоизвестности» была виновата совокупность сразу нескольких факторов. Первый сборник она выпустила, когда ей было 34 года. Но стихи в нем совершенно не укладывались в общее настроение в стране и литературе, были «не тренде», как любят говорить сегодня.

В 1922 году организовал Одесскую ассоциацию футуристов, в том же году познакомился с Владимиром Маяковским и стал его соратником по ЛЕФу, после самоубийства Маяковского заявлял о том, что собирается продолжать его дело. С 1937 года преподавал в Литературном институте, в 1941 году пошёл на фронт добровольцем и прошёл всю войну, с 1950-х активно занимался поэтическим переводом. Поэзия Кирсанова отличается повышенным вниманием к звучанию, словесной игре, он считался виртуозом поэтического эксперимента; в последние годы жизни, впрочем, Кирсанов сознательно пришёл к большей строгости и простоте формы. Публицистические стихи в духе позднего Маяковского в изобилии писались вплоть до 1970-х годов — правда, в сталинское время меньше, чем после 1953 года.

Второй стиль — «постакмеистический». Дискуссия об «учёбе у акмеизма» велась в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Одним из её эпизодов стала статья Владимира Ермилова Владимир Владимирович Ермилов 1904—1965 — критик, литературовед. Секретарь РАПП 1928—1932. Редактор журнала «Молодая гвардия» 1926—1929 , главред журнала «Красная новь» 1932—1938 , «Литературной газеты» 1946—1950. Маяковский упомянул Ермилова в своей предсмертной записке: «Ермилову скажите, что жаль — снял лозунг, надо бы доругаться». По воспоминаниям современников, Ермилов был доносчиком и клеветником; считался едва ли не самым одиозным из советских литераторов. Под «акмеизмом» её автор подразумевал прежде всего Гумилёва. Вывод Ермилова таков: «Но у врагов можно многому учиться. Не мир, но меч!

Кроме Гумилёва молодые советские поэты широко учились у другого, гораздо более очевидного «художника империалистической буржуазии» — Редьярда Киплинга, чьи стихи одной из первых переводила на русский Ада Оношкович-Яцына 1897—1935 , ученица Гумилёва. Соединение этих традиций дало в 1930-е любопытный результат — уже не у непосредственных учеников Гумилёва, таких как Николай Тихонов, а у дебютантов более позднего времени. Например, Александр Прокофьев 1900—1971 на рубеже 1930-х писал стихи о Гражданской войне «киплинговским стихом» то есть дольником Стихотворный размер.

Он дал моей песне тот голос певучий, Что вольно плывет по стране по родной.

Он дал моей ниве тот колос живучий, Который не вянет ни в стужу, ни в зной. И где бы я ни был, в какие бы дали Ни шел я теперь по пути своему, — И в дни торжества, и в минуты печали Я сердцем своим обращаюсь к нему. И в жизни другого мне счастья не надо, — Я счастья хотел и хочу одного: Служить до последнего вздоха и взгляда Живому великому делу его!

Его стихи отличались сложностью и философскими размышлениями. Вознесенский был одним из самых влиятельных поэтов своего времени и оказал значительное влияние на развитие советской поэзии. Это лишь некоторые из известных авторов и их произведений в советской литературе. Каждый из них внес свой вклад в развитие литературы и культуры СССР, и их работы до сих пор остаются важными и актуальными. Роль советской литературы в формировании советской и постсоветской культуры Советская литература играла огромную роль в формировании советской и постсоветской культуры. Идеологическая функция Советская литература была подчинена идеологическим требованиям коммунистической партии. Ее задачей было пропагандировать идеи социализма, героические образы советского народа и достижения советской власти.

Литература должна была воспитывать патриотизм, коллективизм и веру в коммунистическое будущее. В произведениях отражались примеры героического труда, самоотверженности и преданности идеалам партии. Литература воспевала коллективизм, солидарность и отказ от личных интересов во имя общего блага. Отражение социальных проблем Советская литература также отражала социальные проблемы и неравенство в обществе. В некоторых произведениях авторы критиковали бюрократию, коррупцию и недостатки советской системы. Однако, такие критические работы были ограничены и подвергались цензуре. Влияние на постсоветскую культуру После распада СССР советская литература оказала значительное влияние на постсоветскую культуру.

Многие произведения стали классикой и продолжают читаться и изучаться до сих пор. Они помогают понять историю и культуру СССР, а также отражают социальные и политические проблемы того времени. Однако, с появлением свободы слова и развитием новых литературных течений, советская литература стала рассматриваться с критической точки зрения. Авторы начали открывать новые темы и обсуждать проблемы, которые были запрещены в советское время. Таким образом, советская литература стала одним из источников для формирования новой постсоветской культуры. В целом, советская литература оказала огромное влияние на формирование советской и постсоветской культуры. Советская литература до сих пор является важной частью литературного наследия и помогает нам понять историю и культуру СССР.

Сравнительная таблица особенностей советской литературы во второй половине XX века Особенности Описание Политическое влияние Советская литература сильно зависела от политического контекста и была подвержена цензуре. Авторы часто вынуждены были следовать официальной идеологии и пропагандировать коммунистические идеи. Темы и мотивы В советской литературе часто освещались темы социальной справедливости, классовой борьбы, подвига и героизма советского народа. Мотивы патриотизма, коллективизма и строительства коммунизма также были распространены.

Сталин и писатели

Хармс стал известен в середине 1920-х: он выступал со своими стихами, стал членом Ленинградского отделения Всероссийского союза поэтов. Он примкнул к творческому объединению «заумных» поэтов и продолжил традиции В. Хлебникова, А. Кручёных. Евтушенко оказался первым в советской литературе выразителем тех негативных изменений, которые принёс с собой культ личности. В поэме говорится о том, что во времена Сталина было как бы две жизни СССР. В главе «Большевик» предоставляется слово большевику Карцеву. В первый раз поэта Даниила Хармса арестовали в 1931 г. вместе с Игорем Бахтеревым и Александром Введенским как «антисоветскую группу писателей» и отправили на 3 года в лагеря. В 1941 г. Хармса арестовали за «клеветнические и пораженческие настроения». В процессе борьбы с буржуазными и мелкобуржуазными влияниями происходил постепенный и неуклонный рост советской литературы. Многие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е — 1940-е гг.

100 лучших русских поэтов

Как сказал писатель Федор Абрамов «Трагедия времени их сжигала». Александр Блок 1880-1921 Поэт Александр Блок мечтал «о равенстве, о братстве, о свободе» и возлагал надежды на революцию, верил, что новая власть принесет процветание народу. Свободолюбивый поэт был оппозиционером буржуазному классу.

Но его натура всех поучать сыграла с ним злую шутку и этот герой оказался в опале и даже был поселён в санаторий диссидентов - гулаг пожил бы он гражданином, в Магадане , а после был выслан, по известности гадить иначе бы и не вышел... После этого он долго срал, на СССР, периодически прося милостыню, был прощён и даже вернулся, уже после СССР, в Россию, где опять начал умничать, не к месту и был послан всеми властями - куда ему вздумается... Так и помер - никчёмным писакой, к старости. Горький вообще был центральной фигурой в советской писательской среде, организовывал первый съезд советских писателей и был на короткой ноге со Сталиным.

В лирике продолжал классические традиции. Один из организаторов объединения «Бубновый валет». Стихотворения поэта проникнуты мыслью о преемственности поколений, о долге человека перед своим временем. Алексей Максимович Пешков 1868-1936 , русский писатель, публицист. Петербургской АН 1826. В 1910-е гг. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора. Поэзия в стиле древнегреческих идиллий, русских народных песен. Представитель русского классицизма. В 50-60-х гг. Основатель русского романтизма. Переводчик грузинской поэзии и «Слова о полку Игореве». Михаил Александрович Ковалев 1891-1981 , русский поэт, прозаик, переводчик, входил в группу московских имажинистов. ИВАНОВ Вячеслав Иванович 1866—1949 , русский поэт, представитель и теоретик символизма поэтика ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья. Основоположник русского сентиментализма. Кедрина - автор многи исторических баллад и поэм. В 1821 ослеп. Стихотворение «Вечерний звон» 1828 стало народной песней. Стихи о деревенской жизни, радости труда и красоте природы близки по своей поэтике народным песням. Теоретик футуризма. Примыкал к символизму, затем к акмеизму. Поэт прославился своими сатирами и переводами.

Страна как бы заснула. Ничто уже никого не трогало: все стали жить сами по себе, для видимости еще сплоченные идеями социализма. И вновь на пьедестал взошла, если не сказать была насильно поставлена, «поэзия масс и времени», воспевающая вождей и ударников труда, рисующая призрачные дали всемирного счастья, которое, впрочем, от этого не становилось ближе. Поэзия души и сердца, затрагивающая самоценность личности, была выброшена с подмостков истории, затем стала запрещаться. Несмотря на это, истинные поэты, истинные художники находили свои темы. Они видели, что все, их окружающее, ненастоящее, одинаковое и безликое. Как сильно стихотворение Андрея Вознесенского «Ностальгия по настоящему», отражающее именно эту безликость и потребность в чистом, сквозном ветре перемен: Хлещет черная вода из крана, Хлещет рыжая, настоявшаяся, Хлещет ржавая вода из крана, Я дождусь — пойдет настоящая. Здесь под чистой водой и понимается то, чего: не было тогда у людей, — правды, но поэт верит, что все изменится к лучшему. Ясно, что такие стихи могли понравится не всем. Поэтов начали преследовать. Им не разрешали выступать, их не печатали в журналах, не выпускали книги. Но все же их голос доходил до читателя. Появилась целая система «самиздата». Это сейчас мы привыкли, что зайдя в магазин, можно выбрать себе любую книгу. Тогда все было не так. Автор делал несколько копий на печатной машинке и давал их друзьям и знакомым. Те, в свою очередь, тоже копировали и передавали, своим знакомым, и, в конце концов, получалось что—то, подобное лавине. Бурная дискуссия имевшая место в то время по-поводу того что первостепенно — наука или искусство. Естественно, «физики» меньше проявляли себя в искусстве, однако мировоззренческая система, возникшая в их среде, была не менее а, может, и более важна в советской культуре 60-х и 70-х годов. В конце 60-х, когда общественная жизнь в стране была придушена, в среде «физиков» возникла новая субкультура — туристов-походников.

Советский поэт: краткий обзор

  • «Большой стиль» советской поэзии и его кризис
  • Заметки о пролетарских и крестьянских поэтах, объединениях и кружках раннего советского времени
  • Советские писатели-контрреволюционеры
  • Запрет на свободное выражение мысли
  • Как и чем жила «запрещенная» советская поэзия - Тихон СЫСОЕВ
  • Советский поэт: краткий обзор

Sorry, your request has been denied.

Об отношении к скому и его творчеству в сталинском СССР нам расскажет статья газеты “Правда” №104 “Гордость советской поэзии”. Советский Союз был периодом, когда писатели и поэты оказывались под жестким контролем властей. Цензура была неотъемлемой частью идеологии коммунизма, и все литературные произведения должны были соответствовать политической линии правительства. Существовали и менее формальные объединения — например, Лианозовская группа, стихийно сложившаяся в 1950-е годы вокруг поэта и художника Евгения Кропивницкого, или круг молодых поэтов, общавшихся в 1960-е годы с Анной Ахматовой (к нему принадлежал Иосиф Бродский). Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию 20 в. МЕЙ Лев Александрович (1822-1862), русский поэт, драматург, переводчик. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1866-1941), русский писатель и поэт, символист. Это Иван Приблудный, которого в 1988 году (последние гримасы страны Советов!) посмертно снова приняли в Союз писателей СССР. А тогда — осенью все того же 1937 года — были расстреляны еще два поэта, выходцы из старообрядцев.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий