О каком качестве публичного выступления говорит цицерон

Русский язык и культура речи. >Функциональные стили и функциональные разновидности русского литературного языка. Вопрос теста: О каком качестве публичного выступления говорит Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах. В это же время Цицероном был написан известный трактат «Об ораторе». В качестве проконсула в Киликии, в Малой Азии (51—50 гг.), Цицерон приобрел популярность в войске, особенно благодаря победе над несколькими горными племенами.

Ораторское искусство с комментариями и иллюстрациями

Ораторское искусство – это умение произносить публичные речи убедительно и действенно. Ораторика – область риторики, изучающая искусство и мастерство публичных выступлений. Цицерон рассматривает отличие речи от философии, софистики, истории и поэзии, способность образцового оратора уместно применить три стиля речи и три задачи речи. В это же время Цицероном был написан известный трактат «Об ораторе». В качестве проконсула в Киликии, в Малой Азии (51—50 гг.), Цицерон приобрел популярность в войске, особенно благодаря победе над несколькими горными племенами. Гораздо короче характеризует Цицерон умеренный и высокий род красноречия, утверждая, что именно красноречивый оратор — это «такой оратор, который умеет говорить о низком просто, о высоком — важно и о среднем — умеренно». Марк Тулий Цицерон известен своими ораторскими речами во всем мире, его интересный подход к публичным выступлениям покорял слушателей. Философ обладал редким даром красноречия. Биография Цицерона.

Глава 75 Цицерон: заключительная речь

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Максимально обобщенно подходя к функциям публичных выступлений, выделим четыре основные функции (цели) выступлений: сообщить некоторую информацию. Такая речь называется информационной. Политическая карьера стала во многом продолжением риторической карьеры Цицерона, в частности речей против Верреса, римского чиновника, пойманного на злоупотреблениях. Стройность речи – это её красота и осанка, на которую булавкой аккуратно прикрепляются мысль и убедительность. Цицерон упоминает об одной очень важной детали в речи, на которую мы мало обращаем внимание: на рифму, которая по случаю стала стихотворной. Он занял пост квестора, затем эдила и претора. После этого Цицерон поднялся на вершину формальной республиканской иерархии — народ избрал его консулом. В этом качестве велеречивый Цицерон совершил в 63 г. до н. э. главное политическое дело своей жизни. Собственно, его речи до сих пор приводятся в качестве примера, несмотря на то, что умер Цицерон уже более двадцати веков назад. Некоторые работы Цицерона сохранились до сих пор, а его советы начинающим ораторам можно печатать в качестве памятки.

Риторика: Практикум

66850. О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»? Чтобы успокоить сограждан, взволнованных слухами о событиях, Цицерон в этой речи дает характеристику сторонников Катилины, разделив их на 6 разрядов, начиная от промотавших свое состояние ветеранов Суллы и кончая напомаженными столичными мотами. Каждый человек, который сталкивается с необходимостью публичного выступления, должен поработать над подготовкой и произнесением своей речи. Риторика – это особая наука, которая учит этому. Цицерон знал о них более тысячи лет назад. Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний.

Что нужно знать о риторике

Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цицерона. В своих четырех речах против Катилины Цицерон приписывает своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели, такие, как желание поджечь Рим и уничтожить всех честных граждан. Катилина покинул Рим и с небольшим отрядом, окруженный правительственными войсками, погиб в бою вблизи Пистории в 62 г. Сенат одобрил действия Цицерона по подавлению заговора Катилины и даровал ему титул «отца отечества». В качестве проконсула в Киликии, в Малой Азии 51—50 гг. Солдаты провозгласили его императором высшим военным начальником. По возвращением в Рим в конце 50 г. Он занялся вопросами ораторского искусства, издав трактаты «Оратор», «Брут», и популяризацией греческой философии в области практической морали.

После убийства Цезаря Брутом 44 г. За это он был убит в 43 г. Язык и стиль речей Цицерона. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение рассказ, который подтверждался аргументацией, часто извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические эпизоды, образы, придающие речам художественную форму. Таким приемом Цицерон пользуется, но редко. Цицерон не чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его неискренности, в ложной слезливости.

Желая вызвать жалость к обвиняемому в речи в защиту Милона, он говорит сам, что «от слез не может говорить», а в другом случае речь в защиту Флакка он поднял на руки ребенка, сына Флакка, и со слезами просил судей пощадить отца. Живость его речи достигается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых предложений, порой они сменяются восклицаниями, риторическими вопросами и длинными периодами, в построении которых Цицерон следовал Демосфену. Это создает впечатление ритмической прозы, а иногда и поэзии. Риторические произведения.

Менее опытные лекторы, менее уверенные в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект — это тот идеал, к которому должны стремиться все ораторы [71]. Структура публичного выступления Непременным условием успеха любого выступления является четкая структура. Она помогает привести мысли в порядок и обеспечивает логичность изложения. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: введение, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции, и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Введение служит для того, чтобы установить контакт со слушателями и привлечь их внимание. Оно должно вести к теме, не затрагивая содержания. Введение может включать приветствие и обращение к слушателям это первый шанс установить контакт с аудиторией , оригинальный зачин, тематически связанный переход к основной части. Основная часть выступления должна быть соответствующим образом структурирована. При этом возможны два подхода: с точки зрения логики и с точки зрения психологии. При логическом подразделении большее внимание уделяется материальным аспектам, в то время как психологическое подразделение определяется скорее степенью концентрации внимания. Однако эти принципы не взаимоисключающие. То, что завершает речь, дольше всего остается в памяти. Поэтому заключение обычно формулируется в виде краткого и легко запоминающегося обращения, побуждения или призыва к действию. Наиболее распространенные варианты заключения: 1 подводится итог, 2 кратко формулируются основные положения, 3 приводятся варианты дальнейшего развития темы, 4 подчеркивается значимость сделанных выводов, 5 ставятся новые задачи, 6 выражаются пожелания или надежды, 7 формулируется призыв. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Композиция от лат. Композиция — это: 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение скульптурное, живописное, музыкальное, литературное , сложное или неоднородное по своему составу. Теория сочинения музыкальных произведений. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура». Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать. Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т. Рабочий план может иметь несколько вариантов, так как он постоянно уточняется, сокращается или расширяется. Характерная особенность рабочего плана заключается в том, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план составляется на основе рабочего плана. Это план не столько для оратора, сколько для слушателей. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. Сложный план состоит из вступления, главной части и заключения. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Структура устного выступления включает вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Поэтому начало и конец речи, то есть вступление и заключение, должны быть в центре внимания. Успех выступления во многом зависит от заинтересованности аудитории. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии.

Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно. Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте. Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию. У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора - это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Тон, слова, реакция Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.

Для запоминания используйте метод римских комнат. Цицерон прославился тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен. И всё это благодаря изобретенному им методу запоминания, который называют методом римских комнат. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенных местах. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. Если информация хоть как-то тематически связана, то одно и тоже помещение можно использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую "опорную" комнату. Принципы построения речи Цицерон учил, что главным секретом успеха оратора является правильное построение речи.

7 фраз Цицерона, философа-гуманиста универсального масштаба

Композиция речи по Цицерону. Говорят, что ораторские способности Цицерона необычайны. Говорят, что даже на судебном процессе, в котором он выступал в качестве адвоката, подсудимый был добровольно выслан после того, как выслушал впечатляющие аргументы в своей речи, которую произнес философ.
Красноречив как Цицерон: как научиться выступать публично О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»?
10 правил ораторского искусства Древнего Рима Цитата из книги«Оратор» Марка Туллия Цицерона — «Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным».

Популярные услуги по

  • Цицерон о риторическом знании
  • Ораторское искусство
  • Рекомендуемые материалы
  • Красноречие Цицерона. Диалоги об Ораторах. | Реферат - бесплатно
  • Подготовка публичного выступления
  • Риторика цицерона

Шесть правил Цицерона по структуре речи

Даль Кто не является создателем словарей русского языка: - Кони А. Отметьте предложение, в котором правильно употреблен деепричастный оборот - Поднявшись на вершину горы, мы увидели море О каком качестве речи писал Л. Толстой: «Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розг»? Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин, - ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком. Что называется совокупностью правил выбора и употребления языковых средств в данном обществе в данную эпоху - норма - К формам существования языка не относятся просторечие, диалекты, социолекты Отметьте верные высказывания…. Ожегов Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень любить - носить на руках Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: типовой — типичный — типический?

Все трактаты знаменитого политического деятеля, были созданы в период приостановления активной политической деятельности в жизни. Основные трактаты Цицерона: «О дружбе» — представляет собой размышление о морали и этике, представлен трактат в виде диалога. Цицерон здесь рассматривает появление дружбы, как таковой, рассматривает ее с точки зрения нравственности, рассуждает над вопросами выбора; «О судьбе» — до наших дней дошли лишь отрывки из всего труда, по ним можно понять, что Цицерон рассуждал здесь о душе, вечности и роке; «Об обязанностях» — труд написан понятным языком, в стиле советов от отца к сыну.

Цицерон здесь описывает правильное поведение и действия человека, подкрепляя их примерами истории; трактат об ораторском искусстве — состоит из трех книг, в которых полностью изложены все представления философа о красноречии и о том, каким должен быть непревзойденный оратор; «О природе Богов» — наставляющее учение от философа, где он развернуто критикует суеверия, которые царят среди людей; «О старости» — трактат написан от лица старика, которому исполнилось 85 лет, он описывает проблемы старости, с которыми столкнулся, рассуждает на тему смысла жизни и каких-либо целей в старом возрасте. Здесь описывается отношение общества к старикам, важное соотношение физического и психологического возраста; «О государстве» — труд написан в виде диалога на тему политики. Здесь сосредоточены размышления о различных формах правления, как они зарождаются, философ поднимает важные вопросы оптимальности устройства страны и то, какими характеристиками должен быть наделен политический лидер тех времен; «О законах» — также предстает перед читателем в форме диалога, где развиваются мысли о государстве и его строе. Приводятся примеры бесправия и права. Поднимаются вопросы божественного права, мысли о позорном и бесчестном. Трактаты великого Цицерона находили отклик в обществе и помогали ему более глубоко изучить такую науку, как философия. Избранные цитаты Цицерона «Всякое действие — добродетель изначально. Чем гуманнее действие, тем ценнее добродетель и выше достоинство» «Жить — значит мыслить» «Настоящую любовь ничем не выбьешь, какой бы она ни была старой…» «Малую цену имеет оружие вне страны, если нет благоразумия дома» Секреты Цицерона Великий оратор Марк Тулий Цицерон выделял следующие достояния ораторского искусства: важно создать не только речь, но и достойное выступление к ней, оратор обязан наладить коммуникацию со слушателем, привлечь внимание аудитории.

Пышную речь можно использовать в случаях, когда нужно поиграть на струнах души слушателя, вызвать у него бурю эмоций; мысль должна быть изложена кратко и ясно; речь обязана быть максимально понятной слушателю; для начала нужно выстроить введение, далее — выделить проблему, обосновать свою точку зрения на нее и замкнуть заключением. Заключение, в зависимости от целей выступления, может быть воспламеняющим или, наоборот, успокаивающим.

Среди римских ораторов был широко распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу. Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. Цицерон жил с 106 до 43 г. Он родился в Арпине к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. У него же он научился диалектике — искусству спора и аргументации. Во многих своих произведениях Цицерон излагает взгляды, близкие к стоицизму.

В своих произведениях Цицерон выражает протест против тирании, превознося вопросы этики: трактаты «О дружбе», «Об обязанностях»; в последнем он порицает Цезаря, прямо называя его тираном. Цицерон не отвергает и не утверждает существования богов, вместе с тем признает необходимость государственной религии; он решительно отвергает все чудеса и гадания трактат «О гаданиях». Первая дошедшая до нас речь 81 г. Еще большего успеха добился он своей речью «В защиту Росция Америпского». Цицерон выиграл этот процесс и добился популярности в народе. С этого времени Цицерон стал придерживаться «среднего» стиля красноречия, занимавшего середину между азианским и умеренным аттическим стилем. Реакция против аристократии после смерти Суллы в 78 г. Цицерон был избран претором; он произносит речь «О назначении Гнея Помпея полководцем». Цицерон поддерживал законопроект Манилия о предоставлении неограниченной власти для борьбы с Митридатом Гнею Помпею, которого он неумеренно восхваляет. Эта речь имела большой успех.

Когда в 63 г. Выступая против интересов бедноты, Цицерон клеймит позором их предводителя Люция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола.

Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний — памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром. Поэтому перестанем недоумевать, отчего так мало людей красноречивых: мы видим, что красноречие состоит из совокупности таких предметов, из которых даже каждый в отдельности бесконечно труден для разработки. Продолжение на ЛитРес.

Ораторское искусство

Взгляды Цицерона на ораторское искусство реферат В этой статье мы рассмотрим 12 простых приёмов ораторского искусства из множества других приёмов, которые из обычной речи делают речь великого оратора.
— 9 правил Цицерона Затем Цицерон говорит, что в государстве есть все средства для приведения приговора в исполнение, нужно только решить, учитывая, что решение участи заговорщиков — это решение о жизни и смерти римского государства и всех граждан.
Ораторская речь согласно Цицерону Внимание к форме речи, к «цветам красноречия» преобладает над стремлением к информативности, логичности публичного выступления.
Цицерон о риторическом знании Если вы умеете разговаривать с друзьями за обедом, значит, вы знаете достаточно, чтобы выступать публично. Единственное, что по-настоящему важно в публичных выступлениях, – это не уверенность, не манера поведения и не умение говорить гладко.

Какими чертами цицерон в первую очередь наделял идеального оратора

В этом случае фактически невозможны отклонения от того, что написано в тексте, без нарушения целостности и последовательности речи. Многие ораторы чувствуют себя увереннее, если сначала пишут полный текст выступления. В таком случае есть два варианта: во-первых, из полного текста делается сокращенная версия в виде списка кратких тезисов, во-вторых, в полном тексте выступления выделяются самые существенные положения, на основе которых затем спонтанно произносится речь. Правила для оформления текста выступления. Использовать бумагу формата А4, без бликов. Межстрочный интервал должен быть достаточно большим, чтобы можно было быстро найти нужное место, не прерывая надолго зрительный контакт с аудиторией. Длину строки следует выбирать в соответствии со смысловым членением. Писать следует только на одной стороне листа только те слова, которые взаимосвязаны и произносятся в речи как одно целое; писать на одной стороне листа, крупно и разборчиво. Нумеровать листы по порядку.

Применять режиссерские указания. Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Выученных наизусть выступлений вообще быть не должно. Они производят впечатление искусственности, а говорящий постоянно испытывает нехватку в спонтанности и убедительности. Вдобавок ко всему, заученный наизусть текст обычно произносится монотонно. Тот, кто выступает, заранее выучив текст, целиком привязывает себя к тексту. В этом случае сбои проявляются гораздо сильнее. К тому же включается страх сбиться и замолчать.

Естественно, возможны и комбинации различных способов. Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, менее уверенные в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект — это тот идеал, к которому должны стремиться все ораторы [71]. Структура публичного выступления Непременным условием успеха любого выступления является четкая структура. Она помогает привести мысли в порядок и обеспечивает логичность изложения. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: введение, основная часть, заключение.

Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции, и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Введение служит для того, чтобы установить контакт со слушателями и привлечь их внимание. Оно должно вести к теме, не затрагивая содержания. Введение может включать приветствие и обращение к слушателям это первый шанс установить контакт с аудиторией , оригинальный зачин, тематически связанный переход к основной части. Основная часть выступления должна быть соответствующим образом структурирована. При этом возможны два подхода: с точки зрения логики и с точки зрения психологии. При логическом подразделении большее внимание уделяется материальным аспектам, в то время как психологическое подразделение определяется скорее степенью концентрации внимания.

Однако эти принципы не взаимоисключающие. То, что завершает речь, дольше всего остается в памяти. Поэтому заключение обычно формулируется в виде краткого и легко запоминающегося обращения, побуждения или призыва к действию. Наиболее распространенные варианты заключения: 1 подводится итог, 2 кратко формулируются основные положения, 3 приводятся варианты дальнейшего развития темы, 4 подчеркивается значимость сделанных выводов, 5 ставятся новые задачи, 6 выражаются пожелания или надежды, 7 формулируется призыв. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Композиция от лат. Композиция — это: 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение скульптурное, живописное, музыкальное, литературное , сложное или неоднородное по своему составу. Теория сочинения музыкальных произведений. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. Ожегов С. Толковый словарь русского языка.

Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура». Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе.

Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать. Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т. Рабочий план может иметь несколько вариантов, так как он постоянно уточняется, сокращается или расширяется. Характерная особенность рабочего плана заключается в том, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план составляется на основе рабочего плана.

Это план не столько для оратора, сколько для слушателей.

Основные трактаты Цицерона: «О дружбе» — представляет собой размышление о морали и этике, представлен трактат в виде диалога. Цицерон здесь рассматривает появление дружбы, как таковой, рассматривает ее с точки зрения нравственности, рассуждает над вопросами выбора; «О судьбе» — до наших дней дошли лишь отрывки из всего труда, по ним можно понять, что Цицерон рассуждал здесь о душе, вечности и роке; «Об обязанностях» — труд написан понятным языком, в стиле советов от отца к сыну. Цицерон здесь описывает правильное поведение и действия человека, подкрепляя их примерами истории; трактат об ораторском искусстве — состоит из трех книг, в которых полностью изложены все представления философа о красноречии и о том, каким должен быть непревзойденный оратор; «О природе Богов» — наставляющее учение от философа, где он развернуто критикует суеверия, которые царят среди людей; «О старости» — трактат написан от лица старика, которому исполнилось 85 лет, он описывает проблемы старости, с которыми столкнулся, рассуждает на тему смысла жизни и каких-либо целей в старом возрасте. Здесь описывается отношение общества к старикам, важное соотношение физического и психологического возраста; «О государстве» — труд написан в виде диалога на тему политики. Здесь сосредоточены размышления о различных формах правления, как они зарождаются, философ поднимает важные вопросы оптимальности устройства страны и то, какими характеристиками должен быть наделен политический лидер тех времен; «О законах» — также предстает перед читателем в форме диалога, где развиваются мысли о государстве и его строе.

Приводятся примеры бесправия и права. Поднимаются вопросы божественного права, мысли о позорном и бесчестном. Трактаты великого Цицерона находили отклик в обществе и помогали ему более глубоко изучить такую науку, как философия. Избранные цитаты Цицерона «Всякое действие — добродетель изначально. Чем гуманнее действие, тем ценнее добродетель и выше достоинство» «Жить — значит мыслить» «Настоящую любовь ничем не выбьешь, какой бы она ни была старой…» «Малую цену имеет оружие вне страны, если нет благоразумия дома» Секреты Цицерона Великий оратор Марк Тулий Цицерон выделял следующие достояния ораторского искусства: важно создать не только речь, но и достойное выступление к ней, оратор обязан наладить коммуникацию со слушателем, привлечь внимание аудитории. Пышную речь можно использовать в случаях, когда нужно поиграть на струнах души слушателя, вызвать у него бурю эмоций; мысль должна быть изложена кратко и ясно; речь обязана быть максимально понятной слушателю; для начала нужно выстроить введение, далее — выделить проблему, обосновать свою точку зрения на нее и замкнуть заключением.

Заключение, в зависимости от целей выступления, может быть воспламеняющим или, наоборот, успокаивающим. Цицерон выделял речь трех родов: речь, в центре которой стоит важность мысли, с высокими и громкими выражениями; сухое выступление, которое доносит мысль до слушателя мягко и сжато; средний род речи, который не обладает ни высокопарностью, ни сдержанностью.

В обычном вступлении решаются только перечисленные задачи. Помимо обычного вступления иногда используются особые формы вступления, которые связаны с более сложными отношениями между ритором и аудиторией.

Вступление с ораторской предосторожностью. Применяется, когда аудитория настроена отрицательно к позиции ритора: например, если в речи предлагается принять закон или решение, против которых аудитория выступала или которые, по мнению аудитории, несовместимы с ее интересами. Вступление с ораторской предосторожностью можно видеть в речи П. Вы спросите меня: почему же правительство не преклонится перед неизбежностью, почему не присоединится к большинству Государственной Думы, почему не откажется от кредитов?

Ведь для всех очевидно, что отрицательное отношение большинства Государственной Думы не имеет основанием какие-нибудь противогосударственные побуждения; этим отказом большинство Государственной Думы хотело бы дать толчок морскому ведомству, хотело бы раз навсегда положить конец злоупотреблениям, хотело бы установить грань между прошлым и настоящим. Отказ Государственной Думы должен был бы, по мнению большинства Думы, стать поворотным пунктом в истории русского флота; это должна быть та точка, которую русское народное представительство желало бы поставить под главой о Цусиме для того, чтобы начать новую главу, страницы которой должны быть страницами честного, упорного труда, страницами воссоздания морской славы России. Поэтому, господа, может стать непонятным упорство правительства: ведь слишком неблагодарное дело отстаивать сущеcтвующие поряд ки и слишком, может быть, недобросовестное дело убеждать кого-либо в том, что все обстоит благополучно. Вот, господа, те мысл и или приблизительно те мысл и, которые должны были возникнуть у многих из вас; и если, несмотря на это, я считаю своим долгом высказаться перед вами, то для вас, конечно, будет понятно, что побудительной причиной к этому является вовсе не ведомственное упрямство, а основания иного, высшего поряд ка.

Мне, может быть, хотя и в слабой мере, поможет то обстоятельство, что, кроме, конечно, принципиально оппозиционных партий, которые всегда и во всем будут противостоять предложениям правительства, остальные партии не совершенно единодушны в этом не столь простом деле, и среди них есть еще лица, которые не поддались, быть может, чувству самовнушения, которому подпало большинство Государственной Думы. Это дает мне надежду если не изменить уже предрешенное мнение Государственной Думы, то доказать, что может существовать в этом деле и другое мнение , другой взгляд, и что это взгляд не безумен и не преступен. Тем самым он отвлекает аудиторию от коллективной эмоции, максимально разделяет ее и начинает организовывать группу своих сторонников, сочувствующих и готовых, по крайней мере, выслушать и оценить его аргументы. Вступление с ораторской предосторожностью обычно бывает более пространным, чем обычное вступление, потому что вступительной частью речи ритор успокаивает аудиторию и достигает более тесного речевого и эмоционального контакта с ней.

Вступление еx аbruрtо.

Подвластные могли рассчитывать на понимание со стороны властителя чаще всего грека , если они разделяли те же ценности, что и он. Происходит нечто вроде унификации образования по греческому образцу. Чтобы осуществить успешную трансляцию греческой культуры, по всему Средиземноморью начинают открываться риторические и грамматические школы. Грамматики обучали греческому языку и литературе, риторы — искусству речи. От эпохи эллинизма почти не сохранилось записанных речей или риторических сочинений. Это, однако, не означает, что риторическая проблематика в то время не разрабатывалась. Так, Теофраст, ученик Аристотеля, как сообщают древние авторы, написал около двадцати сочинений на риторические темы, которые, увы, все до единого поглотило безжалостное время. Сложно сказать, насколько он следовал теориям учителя: Квинтилиан, о котором еще пойдет речь ниже, сообщает, что Теофраст выдвигал положения, отличные от идей Аристотеля.

Так или иначе, чаще всего античные авторы ссылались на его сочинение «О стиле». Несистематизированное образование, существовавшее в Афинах в классический период V—IV века до н. Такое образование занимало среднюю ступень между начальным обучение чтению и письму и чем-то вроде высшего изучением философии. В его круг входили грамматика, геометрия, астрономия, литература, музыка, риторика и диалектика. Это и есть знаменитые семь свободных искусств septem artes liberales , которые начали спорадически практиковать еще софисты и которые обрели окончательное оформление уже в Риме, а затем в виде тривия и квадривия перешли в систему средневекового университетского образования. Чаще всего эти дисциплины преподавались одним-двумя учителями, и только богатые люди в больших городах могли позволить себе нанимать отдельно учителя риторики, учителя геометрии и т. Римская республика: великий Цицерон и риторика как вершина наук Римский историк Светоний в сочинении «О грамматиках и риторах» указывает, что поначалу в Риме риторика и грамматика с трудом прокладывали себе дорогу: заниматься ими запрещали специальные постановления Сената от 161 и 92 годов до н. Первое постановление выпроваживало приезжих греческих философов и риторов, второе — римских. А вот и текст самого эдикта: «Дошло до нас, что есть люди, которые завели науку нового рода, к ним в школы собирается юношество, они приняли имя латинских риторов, и там-то молодые люди бездельничают целыми днями.

Предками нашими установлено, чему детей учить и в какие школы ходить; новшества же, творимые вопреки обычаю и нраву предков, представляются неправильными и нежелательными. Поэтому считаем необходимым высказать наше мнение для тех, кто содержит школы, и для тех, кто привык посещать их, что нам это не угодно». В первую очередь эта фобия объясняется социальным переменами в римской жизни. Аристократический Сенат утрачивал политической влияние, а на арену политической борьбы выступало сословие всадников и плебеев. Им пришлось доказывать свою правоту, выступая в собраниях, но опыта произнесения речей у них не было. По этой причине они стали активно изучать греческое красноречие. Появляются первые школы риторов, где поначалу преподают греки, а потом, поколение спустя, уже сами римляне. К этому поколению принадлежит и выдающийся оратор Цицерон, наследник традиции, идущей от Исократа, который пытался примирить риторику и философию. Философию он изучал у эпикурейца Федра, стоика Диодора и у главы тогдашней платоновской Академии Филона.

У последнего он обучался и диалектике — искусству спора и аргументации. Увлечение философией и особенно стоицизмом привело Цицерона к мысли о том, что оратор должен быть также и философом. Ко времени Цицерона риторическая теория стала настолько совершенной, что замкнулась сама на себе, отделившись от остальных аспектов человеческого знания. Стало возможным по заветам Горгия говорить о чем угодно, даже не зная предмета. Это было приемлемо в эллинистической монархии, где риторика служила в основном для услаждения слуха похвальными речами, но Риму во время кризиса республики нужна была риторика, связанная с реальной жизнью, она снова должна была включить в себя политическое измерение, а не оставаться утонченной школьной дисциплиной. Цицерон предпринимает попытку объединить риторику и с философией, и с реальной политикой, этой программе посвящены три его диалога: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В то время шла борьба между азиатским восточным и аттическим риторическим стилем. Сам Цицерон, знакомый со всеми этими направлениями, пытался выдержать среднюю позицию и поэтому примыкал к Родосской риторической школе, возводившей себя к Исократу — не столь скромному в плане стиля, как, например, Лисий, но и не столь приторному, как Горгий. Он ищет образец красноречия в греческих древностях, говоря похвальные слова в том числе в адрес софистов и сетуя, что с Сократа начинается вражда между философией и риторикой.

Цицерон как оратор кратко

Толстой: «Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить , лишается права писать и получает 100 ударов розг»? За что ратует Пушкин в статье «О прозе»: «Должно бы сказать: рано поутру — а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба — ах, как все это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее»? Определите троп в судебной речи А. Кони: «Фальшивые ассигнации похожи на сказочный клубок змей. Бросил его кто — либо в одно место, а поползли змейки повсюду»:? Определите риторическую фигуру в речи С.

Позиция эмоционального лидера. Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы. Есть и позиции, которых рекомендуется избегать. К таким, прежде всего, относятся позиция наставника оратор нравоучителен, категоричен ; позиция трибуна преувеличенный пафос , позиция просителя «потерпите, я скоро закончу». Невербальные средства воздействия оратора на аудиторию. Невербальный блок - это те факторы, которые присутствуют в общении, но непосредственно не связанные с текстами позы, жесты, мимика, речь пространства, одежды, цветов, манера общаться и тому подобное. Что касается языка жестов и поз то оратору следует выступать стоя и использовать жесты открытости жесты раскрытыми руками по направлению к слушателей; горизонтальная жестикуляция, а не вертикальная и др. Они воспринимаются аудиторией в основном подсознательно как, свидетельствующих о намерении общаться Соответственно, следует избегать закрытых жестов, которые могут восприниматься не только как свидетельство нежелания общения, но и агрессии стесню те кулаки, скрещенные руки, скрещенные ноги и т. Оратор должен также помнить о так называемых жесты-поплавки, которые являются выражением нервотрепки, неуверенности в себе, волнение: ручка в руках, папка, листы пап эру, особенно, когда с ними делают какие-то манипуляции частое прокрутки очков, волос, колец, цепочек, часов, воротничков, галстуков и т. Что касается языка мимики то важно зрительный контакт оратора с аудиторией на протяжении всей речи Он должен смотреть на всех слушателей таким образом, чтобы не выделять кого-то персонально В большой аудитории следует разбить зал на сектора и в процессе выступления п переводить взгляд медленно по очереди с одного сектора на другой Оратору не следует смотреть мимо слушателей в пространство , на пол, ноги, потолок, в окно, рассматривать посторонние предметы. Что касается интонации, то оратору стоит обратить внимание, что интонацию на протяжении всей речи надо менять, а не говорить монотонно. Интонация должна согласовываться с содержанием речи. Оптимальным темпом считается произнесение не более 120 слов в минуту. Немаловажным ораторским приемом является пауза. Язык пространствасостоит из нескольких компонентов: интимная; личная;социальная; публичная Что касается языка одеждыи языка цветов то оратору для публичного выступления следует выбрать деловая одежда для мужчин и женщин - это костюмы преимущественно серого или синего цвета Такая одежда не подавляет человека и у слушателей есть возможность сосредоточить ся на самой речи Если главная цель для оратора - это убеждение аудитории, тогда ему следует избегать одежды ярких насыщенных цветов, слишком модной одежды, многочисленных украшений и других компонентов которые будут слишком привлекать к себе внимание слушателей и отвлекать от того, что говорит оратор. Средства и способы речевого воздействия на аудиторию. Речевые механизмы воздействия основаны на использовании языковых средств, целью которых является воздействие, пробуждение любознательности. Приемы создания выразительности речи - тропы и фигуры, создающие особую эмоциональность изложения.

По мнению Марка Туллия, важна не столько тема публичной речи, сколько стиль ее подачи, определяющий личность оратора. Мастера отличает умение просто и понятно говорить о будничном труде, торжественно — о великих подвигах, промежуточный стиль — использовать для описания «дел средней важности». Философ считал, что освоить римское красноречие можно, только имея способности к нему. Изучение философии. Знание законов мироздания помогает познать человеческую душу, чтобы влиять на чувства. Владение стилями речи. Убедить, взволновать или увлечь публику можно, используя разную манеру подачи материала. Получение образования по основным светским направлениям — история, правоведение, юриспруденция. Тренировка памяти, которую сам философ считал «сокровищницей всех познаний».

Цицерона можно считать создателем своей риторической теории, которую он наиболее плотно изложил в этом трактате. Трактаты "Брут" и "Оратор", написанные в 46 году до н. Цель этих сочинений — обосновать законность и превосходство того ораторского идеала, пути к которому Цицерон указал в диалоге "Об ораторе". Обосновывает он это направление и сточки зрения исторической в "Бруте" , и с точки зрения теоретической в "Ораторе". В диалоге "Брут, или о знаменитых ораторах" Цицерон перечисляет почти всех знаменитых ораторов — свыше двухсот — в хронологическом порядке, с краткими характеристиками каждого. Для Цицерона римское красноречие — предмет национальной гордости, и он счастлив, стать первым его историком. Этот труд — сочинение критическое и полемическое, имеющее своей целью не только характеристику ораторов, но главным образом защиту и развитие их идей, которые высказаны в предыдущем трактате. В своей истории красноречия он рисует продуманную картину исторического прогресса и постепенного восхождения красноречия от ничтожества к совершенству. Красноречие для Цицерона — по-прежнему не самоцель, а лишь форма политической деятельности, и судьба красноречия неразрывно связана с судьбой государства. Цицерон считает, что развитие римского красноречия определяется, прежде всего, внутренними причинами — широтой и глубиной усвоения греческой культуры и развитием культуры римской. На примерах критического разбора речей греческих и римских ораторов, он ещё раз утверждает идеи, которые высказаны им в трактате "Об ораторе". Вначале он рисует образ совершенного оратора, однако делает оговорку: "Создавая образ совершенного оратора, я обрисую его таким, каким, быть может, никто и не был". В этом трактате больше всего Цицерон говорит о словесном выражении и о ритме, что диктует его стремление доказать аттицистам — а именно по этим вопросам шёл спор — свою правоту: он стремился отстоять своё право на величественный и пышный слог, отведя упрёки в азианстве и обличив недостаточность и слабость проповедуемой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий