Этический аспект публичного выступления не распространяется на

Этапы подготовки и проведения публичного выступления. В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов: Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления. Так, например, в последнее время большое распространение получили понятия «деловой этикет» и «корпоративная этика», отражающие опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп. Этический аспект помогает согласовать все стороны.

Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи.

1.2.3. Этический аспект культуры речи И наконец, этический аспект культуры речи. Для каждого общества и для каждой ситуации существуют свои этические нормы речевого поведения. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Принципы (максимы) речевой коммуникации. 1. Принцип кооперации, предложенный Г.П. Грайсом, состоит из нескольких максим (правил). Формулы речевого этикета. Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания. «Ты» и «Вы» как формы обращения в: Этический аспект культуры речи связан с умением использовать правила языкового поведения в конкретных ситуациях общения. Так, например, в последнее время большое распространение получили понятия «деловой этикет» и «корпоративная этика», отражающие опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп. Этический аспект помогает согласовать все стороны.

Культура речи и ее влияние на этику общения

это живое действие говорящего человека, которое осуществляется в контакте с определённой группой людей. Выступление делового человека на публике подчинено определенным этическим нормам и принципам. - Изучение состава аудитории. Пособие, включающее материалы лекционного курса по дисци-плине «Этика делового общения», знакомит с понятиями этики нор-мативной и этики деловой, дает представление о формах и средствах делового общения, о правилах поведения в конфликтных ситуациях. Лектор нарушает коммуникативный аспект; оазис; В 1-ом и в последнем. Но начальные фразы речи несут и большую этическую нагрузку. Некоторые теоретики красноречия даже выделяют так называемые «самоубийственные начала» выступления, затрудняющие контакт с собеседниками.

Лекция 7. Этический аспект культуры речи

важное условие высокой нравственной культуры поведения юриста. Немаловажную роль в системе профессионального этикета юриста играет речевой этикет или этический аспект культуры речи юриста. Наиболее явно этический аспект проявляет себя при выполнении контактоустанавливающей функции. Данная функция – это сам факт общения, тема при этом не имеет большого значения. Здесь этический аспект общения выступает на первый план. Подумаем 1. Как вы думаете, можно ли овладеть мастерством публичного выступления? 2. Легко ли вызвать интерес к теме своего выступления и поддерживать его на протяжении долгого времени? 3. сложное мастерство, которое не многим удается. Apple - известный бренд, глава и сотрудники которого умеют позиционировать себя и свою продукцию, а в соответствии трендам им почти нет равных. Важно, чтобы выступающий не отклонялся от главной мысли на протяжении всего выступления. Все «лирические отступления» должны быть краткими и сопрягаться с основной идеей выступления. Об этом следует позаботиться еще на этапе подготовки речи.

Этика публичного выступления юриста, методика подготовки публичного выступления

Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией. Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать. Прежде всего, важно знать, однородна или неоднородна аудитория. По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т. Понятно, чем однороднее аудитория, тем легче установить контакт между оратором и аудиторией. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями. На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей.

Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Вопрос 3. Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки. Рассмотрим основные этапы разработки ораторской речи. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи.

При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Из чего следует исходить, выбирая тему? Прежде всего, из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи, выступлению. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Умение формулировать тему выступления необходимо не только лекторам, но и руководителям учреждений, президентам акционерных обществ , управляющим фирмами, директорам коммерческих структур, менеджерам, служащим и т. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления.

Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь. Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает "составление, сочинение". В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура. Когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. По определению толкового словаря русского языка, план - это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко уходит от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи.

Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого "закона края". Поэтому начало и конец речи, т. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача - не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.

Представители этого типа речевой культуры имеют привычку пополнять свои знания, использовать словари и авторитетные источники для самоконтроля. Наличие общей культуры человека при отсутствии потребности в расширении своих знаний и умений, допущение в речи большого количества узуальных норм, просторечных и сленговых словечек, владение не всеми функционально-стилистическими разновидностями характеризует представителей среднелитературного фамильярно-разговорного типа речевой культуры. Владение только средствами разговорной системы языка в любой ситуации общения, неумение использовать этические и коммуникативные нормы, неразличение письменной и устной речи, многочисленные нарушения норм литературного языка — всё это свойственно представителям литературно-разговорного типа речевой культуры. Такое деление, конечно же, условно. Однако даже при этом условном делении чётко определена цель самосовершенствования личности — стремление к речевой элитарности при использовании всех богатств родного языка в процессе общения.

Языковые нормы не выдумываются учёными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются языковой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования учёных-языковедов. Языковые нормы невозможно выдумать искусственно, филологи лишь анализируют современные языковые тенденции и фиксируют их в словарях, в справочной и учебной литературе. По словам В.

Белинского, создать язык невозможно, ибо его творит народ. Филологи только открывают его законы и приводят их в систему, а писатели только творят на нём сообразно с этими законами. В настоящее время главным учреждением, занимающимся кодификацией языка, является Институт русского языка Академии наук РФ им. В нём составляются самые авторитетные толковые, орфографические, орфоэпические и другие словари, готовятся переиздания словарей. Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются кодификаторы сейчас, это «вымирание» элитарного типа речевой культуры.

Именно на элитарный тип привыкли ориентироваться специалисты при установлении норм. В наше время носителей языка элитарного типа — единицы. Большинство культурных, грамотных людей, даже тех, кого мы безоговорочно готовы признать языковыми авторитетами, принадлежат к среднелитературному типу речевой культуры. Такие люди не делают грубых ошибок в произношении, употреблении, образовании форм слов и в построении предложений, обладают достаточно богатым словарём, умеют говорить и писать правильно, понятно, выразительно, понимать сложные тексты, следовать речевому этикету. Но в речи таких говорящих, особенно спонтанной, неподготовленной, многие кодифицированные нормы заменяются на узуальные не узаконенные, но частотные.

Создаётся разрыв между кодифицированной нормой предписаниями справочников и словарей и нормой узуальной сложившейся в употреблении. Возникает, соответственно, вопрос: не следует ли отказаться от «мёртвых» кодифицированных норм и узаконить нормы «живые», узуальные? Это невозможно. Невозможно точно определить, что значит «большинство образованных, грамотных людей». Как его подсчитать?

Каких людей признать «образованными, грамотными» - всех, кто имеет высшее образование? Как быть с невольными ошибками в спонтанной речи, описками, оговорками? Кроме того, радикальная замена кодифицированной нормы на узуальную нежелательна потому, что она резко увеличит разрыв между языком поколений, что затруднит передачу информации и породит культурные конфликты. Поэтому кодификаторы языка, по самой сути своей специальности, обязаны быть консерваторами, обязаны чутко прислушиваться к новым тенденциям в языке и при этом немного «притормаживать» их легализацию. Это вполне объяснимо: представьте, что было бы, если бы правила орфографии и пунктуации менялись несколько раз за время вашего обучения в школе или если бы каждые пять-десять лет резко менялись нормы произношения!

Таким образом, кодифицированные нормы едины и обязательны для всех носителей русского языка, фиксируются специалистами-филологами и отражаются в справочниках и словарях. В речевой практике образованных носителей языка складываются также узуальные нормы, которые могут конкурировать с кодифицированными. Широко распространённые узуальные нормы, не противоречащие духу языка и здоровым тенденциям его развития, могут со временем кодифицироваться. Речь — это нечто большее, чем механически воспроизводимый ряд звуков. Как мы уже говорили выше, речь — это человек в целом, так как она является неотъемлемой частью характера и самым широким образом определяет личность.

Причины коммуникативных неудач коренятся в незнании языковых норм в различии фоновых знаний говорящего и слушателя, в разнице их социокультурных стереотипов и психологии, а также, в наличии «внешних помех». Коммуникативные цели собеседников обусловливают речевые стратегии, тактики, модальность и приемы ведения диалога. Приемы речевой выразительности являются основой приемов художественной литературы и ораторского искусства; ср. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства - мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду. Главный этический принцип речевого общения - соблюдение паритетности — находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием на всем протяжении разговора.

Обращение Приветствие и обращение задают тон всему разговору. Важную роль играет также ситуация общения. Выработка одинаково приемлемого обращения к мужчине и к женщине - дело будущего: здесь скажут свое слово социокультурные нормы. Этикетные формулы В каждом языке закреплены способы, выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. При вопросе Как пройти..? Где находится..?

Существуют этикетные формулы поздравлений: сразу после обращения указывается повод, затем пожелания, затем заверения в искренности чувств, подпись. Эвфемизация речи Поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не. Кроме того, смягчение отказа или выговора может реализоваться приемом «смены адресата», при котором делается намек или проецируется речевая ситуация на третьего участника разговора. Так показывается уважительное отношение ко всем участникам общения.

Этика ораторского искусства: что это такое? Мы все примерно знаем, что такое этика. Данным термином обозначают как науку, изучающую нормы поведения, морали и нравственности, так и собственно нормы поведения, морали и нравственности. Помимо понятия этики в широком смысле данный термин часто употребляется с каким-нибудь определением. Например, профессиональная этика, корпоративная этика, врачебная этика, спортивная этика и т. Что же означает в таком случае ораторская этика? Однако и к хобби подобная деятельность вряд ли относится. Это, скорее, составляющая профессий, предполагающих умение выступать перед аудиторией. А еще это важный soft skill для всех, кто намерен делать карьеру, причем в любой области. Будете вы строить инфобизнес и проводить вебинары для аудитории в 200-300 человек или напишите сборник стихов и станете предлагать его издательствам, лично общаясь с представителем издательства один на один, ваши ораторские способности, этика и эстетика ораторской речи могут стать важными факторами, которые склонят ситуацию в вашу пользу. Что это такое и почему это имеет столь важное значение? Этика ораторского искусства — это совокупность норм, ценностей и правил поведения, определяющих отношение выступающего к аудитории. Этика ораторского искусства предполагает, что к аудитории нужно относиться уважительно и доброжелательно, причем независимо от того, будет аудитория настроена лояльно, индифферентно или агрессивно. Понятия «уважительно» и «доброжелательно» вмещают в себя достаточно широкий смысл. И это означает не только стандартные формы вежливости наподобие «здравствуйте» и «до свидания», «спасибо» и «пожалуйста». Это, в частности, уважительное отношение к личному времени аудитории, даже если это время не совсем личное, а рабочее. И дело не только в том, чтобы не опаздывать, вовремя начинать выступление и «вписываться» в заданный хронометраж и регламент. У слушателей не должно остаться ощущения, что они потратили время зря. Поэтому крайне важно не разливаться «мыслью по древу», а изъясняться по существу заявленной темы. Отвлечения и аналогии должны быть уместны. Если необходимость «лирического отступления» не совсем самоочевидна, следует пояснить, зачем оно здесь есть. Этика ораторского выступления предполагает множество подобных нюансов, поэтому есть резон рассмотреть их подробнее. Ввиду того, что далеко не во всех школах и вузах обучают основам ораторского мастерства, мы в нашем сегодняшнем материале будем опираться на учебную литературу. Итак, нам в помощь учебник «Русский язык и культура речи» [ В. Максимов, А. Голубева, 2010 ].

Этика публичных выступлений и речевой этикет

Лермонтов, Н. Гоголь, в родном языке появилось множество крылатых фраз, которые мы до сих пор активно используем. Это тоже часть культуры речи. Популяризация культуры речи Чтобы приобщить людей к культуре речи, важно популяризировать эту тему с помощью СМИ, образовательных проектов, публичных лекций и других форматов. Например, можно создавать видеоролики с советами по улучшению дикции или организовывать онлайн-викторины на знание норм русского языка. Такие инициативы помогут привлечь внимание широкой аудитории к проблеме сохранения богатства родной речи. Речевая культура в цифровую эпоху Современные технологии сильно повлияли на нашу речь. Огромную популярность приобрели такие форматы общения, как чаты, социальные сети, форумы. Здесь пользователи нередко пренебрегают нормами литературного языка. Это тревожная тенденция, угрожающая культуре речи.

Культура речи как элемент воспитания подрастающего поколения Очень важно прививать навыки грамотной речи детям с самого раннего возраста. Этому должны уделять внимание как родители дома, так и педагоги в детских садах и школах. Организация конкурсов чтения, поощрение словарного запаса, исправление ошибок - эти методы помогут вырастить поколение с высокой культурой речи. Роль словарей и справочников Важным подспорьем для поддержания высокого уровня речевой культуры служат различные словари и справочники. Они фиксируют нормы литературного языка, дают толкование слов, приводят примеры правильного употребления различных языковых единиц. Регулярное обращение к таким источникам помогает избежать ошибок в устной и письменной речи. Культура речи общественных деятелей Особое внимание стоит уделить речевой культуре людей, чьи выступления транслируются широкой аудитории. Это политики, журналисты, ведущие теле- и радиопередач. От того, насколько грамотна, логична и убедительна их речь, часто зависит успех в профессиональной деятельности и доверие слушателей.

Конкурсы ораторского мастерства Хорошим стимулом для совершенствования навыков устной речи могут стать конкурсы ораторского мастерства. Участие в таких соревнованиях заставляет тщательно продумывать содержание и композицию выступления, отбирать удачные речевые обороты, отрабатывать технику речи. Это отличная школа для всех, кто стремится повысить собственную культуру речи.

Так, Цицерон в труде «Об ораторе» называл три типа. К первому он относил ораторов «велеречивых, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». По его словам, это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца». Ко второму типу, по классификации римского теоретика, принадлежат ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так сказать, и сжатой речи».

Иконников С. Стилистика в курсе русского языка: Пособие для учащихся. Третий тип ораторов Цицерон характеризовал так: «... Конечно, деление ораторов на типы в определенной мере условно, но имеет под собой научную основу. Академик И. Павлов в своих трудах обосновал наличие у человека двух крайних типов высшей нервной деятельности -- художественного и мыслительного. В зависимости от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь и воспринимает ее.

Обстановка официальности предъявляет требования повышенной вежливости к партнеру по общению, какое бы положение он не занимал. Средствами этикета подчеркивается и дистанция официального общения. Это связано с выбором Вы-общения. Независимо от социального статуса, пола, возраста собеседника выбирается Вы-общение, которое: - предполагает обращение к собеседнику по имени и отчеству; - определяет выбор темы обсуждения, тональность общения, выбор языковых средств общения. Официальная обстановка требует двустороннего Вы-общения в любой социальной и возрастной группе. Грубым нарушением этикета является одностороннее «тыканье». В русском обществе принята трехмерная система называния людей: фамилия, имя, отчество.

Эта система именования уникальна. Она сформировалась еще в средние века под влиянием Византии и сейчас сохранилась только в русской культуре. Этикет предписывает в официальных документах, а также в устных официальных сообщениях обязательно указывать фамилию, имя, отчество любого гражданина. Это касается не только обращения, но и упоминания, именования в официальных условиях. Деловое общение в этом случае не выходит за рамки тем, обозначенных в повестке дня или предусмотренных регламентом. Нейтральные темы «Спорт», «Погода» могут присутствовать в качестве вкраплений в деловой беседе. Как и юмор, они выполняют функцию разрядки.

Это особенно актуально, если переговоры, например, затягиваются. Иногда подобные переключения тем указывают на особую близость, доверительность партнерских отношений.

В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции роли , которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Обычно различают следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, разговорно-обиходный. Стили литературного языка чаще всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, так как именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними.

Закрепленность слов за определенным стилем речи объясняется тем, что в лексическое значение многих слов, помимо предметно-логического содержания, входит и эмоционально-стилистическая окраска. Помимо понятия и стилистической окраски, слово способно выражать чувства, а также оценку различных явлений реальной действительности. Выделяются две группы эмоционально-экспрессивной лексики: слова с положительной и отрицательной оценкой. В зависимости от того, какая эмоционально-экспрессивная оценка выражается в слове, оно употребляется в различных стилях речи. Эмоционально-экспрессивная лексика наиболее полно представлена в разговорно-обиходной речи, которая отличается живостью и меткостью изложения. Характерны экспрессивно окрашенные слова и для публицистического стиля. Однако в научном и официально-деловом стилях речи эмоционально окрашенные слова, как правило, неуместны.

В обиходно-бытовом диалоге, характерном для устной речи, употребляется преимущественно разговорная лексика. Она не нарушает общепринятых норм литературной речи, однако ей свойственна известная свобода. Например, если вместо выражений промокательная бумага, читальный зал, сушильный аппарат употребить слова промокашка, читалка, сушилка, то, вполне допустимые в разговорной речи, они неуместны при официальном, деловом общении. Помимо слов, составляющих специфику разговорного стиля во всем объеме их значения и не встречающихся в других стилях, имеются и такие слова, которые являются разговорными только в одном из переносных значений. К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся: точность, понятность, богатство и разнообразие речи, ее чистота, выразительность. Точность определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета разговора и законов русского языка. Какие же причины делают речь неточной?

Назовем наиболее распространенные: употребление слов в несвойственном им значении; неустраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение паронимов, омонимов. Понятность речи связана с ее действенностью, эффективностью и зависит от характера используемых слов. Чтобы речь была понятной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости. К ним относятся: узкоспециальные термины; иноязычные слова, не получившие широкого распространения; профессионализмы, то есть слова и выражения, используемые людьми одной профессии. Употребляя научный термин, иностранное слово, диалектизм, надо быть уверенным, что они понятны слушателям. В противном случае необходимо давать соответствующие пояснения значений используемых слов. Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте.

Богатство индивидуального языка дает возможность разнообразить речь, придать ей точность и четкость, позволяет избежать повторов как лексических, так и синтаксических. Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека не превышает 7-8 тысяч разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов. Чистота речи - отсутствие в ней лишних слов, слов - «сорняков», слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет. Засоряющими речь они становятся из-за частого, неуместного их употребления, когда почти в каждой фразе говорящего слышим значит, понимаете, так сказать, вот, собственно говоря, видите ли, да, так и др. Слова-«сорняки» не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью.

Они не только засоряют речь, но и затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, раздражают их. Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум, чувства, воображение слушателей. Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами сравнение, метафора, метонимия, гипербола и др. Итак, правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова. Коммуникативная целесообразность - важнейшая категория культуры речи. Этический аспект культуры речи и ораторское искусство Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях.

Под этическими нормами общения понимается речевой этикет речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т. На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта целенаправленного речевого действия , их социальный статус, характер отношений между ними официальный, неофициальный, дружеский, интимный , время и место речевого взаимодействия и т.

Этика публичного выступления

Этическая культура оратора. Этический аспект культуры речи. Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
Тема Публичное выступление как вид деловой коммуникации. Тематический план Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями, для реализации которой необходима коммуникативная стратегия «близости», «чувства аудитории».
Этический аспект культуры речи юриста В то же время риторика – это и научная дисциплина, изучающая основы теории красноречия. Нередко риторику называют ораторским искусством, подразумевая не только высокую степень мастерства публичного выступления, но и творческий подход к владению словом.
Этика публичного выступления юриста, методика подготовки публичного выступления Этические нормы речевой культуры.: Этикет по происхождению французское слово (etiquette). Первоначально оно обозначало товарную бирку ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал.

Этические требования к публичной речи оратора

Этический аспект культуры речи-это своего рода речевой этикет: как обращаться на ты или вы, если обращение по имени, то по имени и отчеству или по аватарке достаточно? Культура речи включает в себя три аспекта: нормативный,‌ коммуникативный, этический. Нормативный аспект предполагает правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка. это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию.

Каковы основные этические принципы публичных выступлений?

Лекция 7. Этический аспект культуры речи — Студопедия.Нет Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России. Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Данный материал содержит теоретическую информацию, касающуюся этического аспекта культуры речи.
Этический аспект культуры речи предписывает это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию.
Этический аспект культуры речи юриста Этический аспект культуры речи по предмету Социология отражает свою тему и логическую составляющую ее раскрытия, раскрыта сущность исследуемого вопроса, выделены основные положения и ведущие идеи данной темы.

Лекция 11. Этика и эстетика ораторской речи

Его принято рассматривать как шестой канон, как дополнение к ключевым «пяти канонам Цицерона» inventio, dispositio, elocutio, actio, memoria. Следует подчеркнуть, что публичное выступление — сложное для восприятия речевое произведение. Гармонизация общения между оратором и аудиторией обеспечивает доступность и легкость восприятия информации. При этом языковые средства публичной речи, как лексико-грамматические, так и просодические, соотносятся с конкретной ситуацией общения. В современной риторике аудитории отводится ведущая роль в оценке эффективности публичного выступления. В зависимости от того, насколько замысел оратора совпадает с оценкой аудитории, достигается основная цель коммуникации — добровольное присоединение аудитории к основным положениям выступления оратора.

Для установления коммуникативного сотрудничества оратору необходимо постоянно контролировать реакцию аудитории, ее заинтересованность, внимание к сообщению, то есть проводить мониторинг. Вся полученная в ходе мониторинга информация обусловливает возможные изменения структуры и содержания публичной речи, обеспечивая соответствие публичного выступления конкретной ситуации общения. Таким образом, правомерным представляется вывод о том, что мониторинг — комплексный процесс, направленный на выявление несоответствий в речи оратора конкретной ситуации общения и на модификацию публичного выступления в зависимости от реакции аудитории. Необходимо отметить, что «фактор аудитории» в достижении эффективности речевой деятельности отмечен во многих современных исследованиях структурной организации устных текстов. Реакции аудитории являются сигналами наличия коммуникативного контакта, то есть установления обратной связи.

По мнению Г. Колшанского, обратная связь feedback является основополагающим принципом и необходимым элементом поведения в любом коммуникативном процессе [Колшанский, 1984]. С учетом оценки слушателя произносимой речи оратор модифицирует свое выступление, вносит в него элементы, способствующие наилучшему пониманию. Михальская считает «гармонизирующий диалог основным принципом эффективной публичной речи». Главная задача оратора в таком диалоге — «пробудить собственное слово слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом» [Михальская, 1996, с.

Интересна в этом плане трактовка А. Брудного, по мнению которого диалог — это «не только вопросы и поиск ответов, не только обмен репликами, но и те, кто в этом диалоге участвуют, это "текст в лицах"» [Брудный, 1998, с. На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что важной особенностью академического публичного выступления является его диалогизированность. Академическая публичная речь, задуманная и оформленная изначально в форме монолога, предусматривает последующую диалогизацию, при которой аудитория может значительным образом повлиять на семантико-структурную организацию и даже изменить ее. На этапах планирования и устного воспроизведения речи оратор использует различные способы и средства диалогизации с тем, чтобы получить активный отклик аудитории на свою речь.

Поскольку публичная речь представляет собой устный дискурс, можно предположить, что просодические средства наряду со средствами других языковых уровней играют важную роль в реализации риторической ориентированности академической публичной речи. Следует отметить, что изучение просодии различных видов устного речевого дискурса является одним из актуальных и быстро развивающихся направлений современной фонетики. Очевидно, что перемещение интереса исследователей с фразовой просодии на просодию связного текста повлекло за собой поиск адекватных новым задачам способов анализа и описания просодии.

Под этическими нормами общения понимается речевой этикет речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т. Related documents.

НЕ согласитесь ли Вы...? Обстановка официальности предъявляет требования повышенной вежливости к партнеру по общению, какое бы положение он не занимал. Средствами этикета подчеркивается и дистанция официального общения. Официальная обстановка требует двустороннего Вы-общения в любой социальной и возрастной группе. Грубым нарушением этикета является одностороннее «тыканье». В русском обществе принята трехмерная система называния людей: фамилия, имя, отчество. Эта система именования уникальна. Она сформировалась еще в средние века под влиянием Византии и сейчас сохранилась только в русской культуре. Этикет предписывает в официальных документах, а также в устных официальных сообщениях обязательно указывать фамилию, имя, отчество любого гражданина. Это касается не только обращения, но и упоминания, именования в официальных условиях. В общение предполагает и строгий отбор тем обсуждения. Деловое общение в этом случае не выходит за рамки тем, обозначенных в повестке дня или предусмотренных регламентом. Нейтральные темы «Спорт», «Погода» могут присутствовать в качестве вкраплений в деловой беседе. Как и юмор, они выполняют функцию разрядки. Это особенно актуально, если переговоры, например, затягиваются. Иногда подобные переключения тем указывают на особую близость, доверительность партнерских отношений. Очень большое значение в общении имеет тональность. Общая тональность в зависимости от сферы общения может быть строго официальной, нейтральной, фамильярно-дружеской. Тональность складывается из стилистики речи, манеры поведения. Для современного официально-делового общения начальственный тон становится малопригодным, устаревшим. Императивность уступает место сотрудничеству. Поэтому основным тоном при строго официальном общении будет спокойный, ровный, сдержанный тон, при менее строгих официальных отношениях — спокойный, приветливый, доброжелательный. Неумение выбрать правильный тон общения ведет к коммуникативной неудаче. Одна из важнейших функций этикета — снятие агрессии. Эта функция реализуется в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок. Чем вежливее говорящий, тем менее категоричны его высказывания. Это не отнимает возможности судить о предмете самостоятельно. Вместо: «Это чушь», «Этого не может быть» — правильнее использовать: «Мне кажется это не вполне убедительным», «Боюсь, что не могу согласиться с Вами», «Едва ли это возможно» и т.

Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Задача оратора - умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них. Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера. Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод - изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Обязательная литература. Аннушкин : Учебное пособие. Ораторское искусство. Рождественский риторики. Основы искусства речи. С, Ашукина слова. Васильева культуры речи. В, Избранные труды. История русского литературного языка. Головин культуры речи. Вопросы для самоподготовки. Что такое ораторское искусство? Какие тождественные понятия существуют для термина ораторское искусство? Какова роль риторики? Согласны ли вы с оценкой роли риторики, высказанной различными мыслителями прошлого? Как связаны риторика и искусство? В чем заключается связь риторики с наукой? Какое значение в ораторском искусстве имеет установление контакта со слушателями? Какие два аспекта включает в себя это понятие? Перечислите основные показатели взаимопонимания между оратором и аудиторией? Назовите основные этапы подготовки ораторского выступления. Как правильно формулируется тема речи? Какую роль играет подзаголовок? Как правильно составить план ораторского выступления? Какие существуют варианты составления плана?

Этический аспект культуры речи.

Представить справедливую и точную аргументацию вашего тезиса. Предоставлять честные факты в целостности, без обмана или искажения. Какими демократическими принципами руководствуются этические высказывания? Честность в предмете. Уважение к другим. Достоинство в поведении.

Правдивость в сообщении. Какова первая обязанность оратора? Первая обязанность оратора — убедиться, что его или его цель этически обоснована. Поскольку убеждение — очень сложный процесс, жонглирование статистикой и цитирование вне контекста, чтобы максимизировать эффект убеждения, этически приемлемы в выступлениях с целью убеждения. Когда вы говорите Как быть собой является этической практикой?

Быть собой — это не то же самое, что просто говорить и делать то, что вы чувствуете все время. Речь идет о действиях, которые соответствуют вашим основным личным ценностям. Лидеры могут моделировать подлинность, осознавая свои эмоции и выражая их сотрудникам. Что такое этический плюрализм? Международное участие предполагает работу в других обществах, где вы, вероятно, столкнетесь с другими нормами.

Что из нижеперечисленного относится к рекомендациям по эффективной информативной речи? Избегайте абстракций. Избегайте технического языка. Персонализируйте свои идеи. Что из перечисленного ниже включено в ваш учебник в качестве руководства по этике?

Что из перечисленного ниже включено в ваш учебник в качестве руководства по этичному выступлению? Будьте честны в том, что вы говорите, будьте полностью готовы к каждой речи и убедитесь, что ваши цели этически обоснованы. Каковы основы этического общения? Любое общение должно соответствовать трем этическим нормам: Честность. Воздержитесь от причинения вреда.

Справедливость по отношению ко всем заинтересованным сторонам внутренним и внешним Какие пять правил этичного выступления обсуждаются в этой главе? Какие пять правил этичного выступления обсуждаются в этой главе? Убедитесь, что ваши цели являются этически обоснованными, будьте полностью готовы к каждому выступлению, будьте честны в том, что вы говорите, избегайте обзывания и других форм оскорбительного языка и применяйте этические принципы на практике.

Это высказывание … в А. Чехова 89. Наиважнейшее этическое значение публичной речи заключается в ораторском … а намерении 90.

Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики: филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи ; близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову. Общая риторика отличается от частной тем, что: общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная — частные. Основной заслугой М. Ломоносова в теории риторики считается: популяризация в риторике научного знания и просвещения светская направленность его книг по красноречию. Основные черты риторического идеала софистов воплощены сегодня в принципах: американской риторики. Основоположником теории риторической науки считается: Аристотель. Ренессанс риторики в современной России связан с именами: Ю. Лотмана, Ю. Рождественского, В. Риторика относится к... Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве: Греция.

Зарецкая, А. Михальская и другие отмечают, что эффективность акта коммуникации напрямую зависит от сотрудничества оратора и аудитории, от диалога, предполагающего равноправие сторон, от возможности аудитории высказывать свое согласие или несогласие с основными положениями выступления оратора. Следует отметить, что риторически грамотная целесообразная, воздействующая речь предполагает присоединение аудитории к точке зрения оратора. Присоединение в данном случае означает решение, которое принимается аудиторией, а не оратором. Используя коммуникативную модель «говорящий — высказывание — слушающий», М. Бахтин акцентирует аспект речевого убеждения и подчеркивает сущностную важность слушающего, «другого». Автор отмечает, что слушатель не является внешней «целью» речи, но его присутствие, а точнее, ориентация на его возможное понимание включена в процесс производства речи. Успешное взаимодействие участников коммуникации осуществляется посредством персонификации, которая рассматривается М. Бахтиным как стратегическое понятие, задающее модель для конструирования предмета речи. Персонификация реализация образа оратора является неотъемлемой характеристикой речи, придает силу и живость аргументам. Очевидно, что непосредственное участие в процессе коммуникации создает у аудитории ощущение личной вовлеченности и реальности происходящего. Идея «общности» помогает оратору преодолеть психологический барьер, элемент враждебности, встречающийся в манере поведения аудитории. Другими словами, ключевым для оратора становится условие гармонизации отношений участников дискурса. В связи с этим важным этапом подготовки публичной речи является анализ аудитории и создание «портрета» аудитории. Он создается на основании ответов на следующие вопросы: — количественный состав аудитории: — социальный состав аудитории, социальная роль аудитории по отношению к оратору: — личные особенности слушателей образование, интересы и т. Как подчеркивает А. Михальская, «начинать речь без предварительной оценки аудитории — это все равно, что выходить в море без карты» [Михальская, 1996, с. Указанные положения относительно взаимодействия оратора и аудитории находят свое отражение в разработанном современными авторами принципе «мониторинга». Его принято рассматривать как шестой канон, как дополнение к ключевым «пяти канонам Цицерона» inventio, dispositio, elocutio, actio, memoria. Следует подчеркнуть, что публичное выступление — сложное для восприятия речевое произведение. Гармонизация общения между оратором и аудиторией обеспечивает доступность и легкость восприятия информации. При этом языковые средства публичной речи, как лексико-грамматические, так и просодические, соотносятся с конкретной ситуацией общения. В современной риторике аудитории отводится ведущая роль в оценке эффективности публичного выступления. В зависимости от того, насколько замысел оратора совпадает с оценкой аудитории, достигается основная цель коммуникации — добровольное присоединение аудитории к основным положениям выступления оратора.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий